Почему украинцам стоит присмотреться к "новой французской революции"
Категория: Политика
13 июня 2017
Партия Макрона "Вперед, республика!" победила в первом туре выборов во французский парламент – и имеет все шансы после второго тура сформировать большинство. Пропрезидентская политическая сила набрала чуть более 28% голосов. Союзники Макрона - "Демократическое движение" – набирали еще 4%. На втором месте идут правоцентристы -"Республиканцы" с 15%, а "Национальный фронт" Марин Ле Пен получил 13% голосов.
Благодаря особенностям французского электорального законодательства, партии Макрона вместе с союзниками пророчат после второго тура около 400 мест из 577 в нижней палате парламента Национальной ассамблеи Франции.
Как для партии, которая появилась год и два месяца назад, результат вполне неплохой.
Если бы дело происходило в Украине, можно было бы заподозрить, что к "президентской силе" просто присоединились все конъюнктурщики и политические флюгеры, которые не имели собственных шансов, привели с собой своих избирателей, принесли свои деньги, и сделали такой себе вариант "широкой коалиции".
Но некоторые особенности проходной части макроновского списка наталкивают на мысль, что все было совсем не так.
Потому что партия Макрона привела в парламент не "ширку", и не свою замкнутую политическую команду. Президент привел в законодательный орган несколько сотен полнейших политических дилетантов. Студентов, пенсионеров, тореадора, командира полицейского спецназа, парочку фермеров, директора школы – и так далее. Такой себе социологический срез французского общества, избранный путем объявления конкурса – и анализа оставленных 20 тысяч резюме от всех, кто хотел стать депутатом.
Издалека это чем-то похоже на советские времена, когда в депутаты попадали знатные доярки, слесари-рекордисты и представители малых народов Севера. Только, кажется, в случае с Францией они не будут играть декоративную роль, как то было в СССР, а попробуют действительно поуправлять страной.
Для чего это Макрону, который, несмотря на относительно молодой возраст в политике и власти не является новичком, и вполне мог бы подобрать "команду профессионалов" – а вместо того вступил в "людей с улицы".
Впрочем, все это явно было обдуманным шагом. Скорее всего, кризис элит и отчуждения избирателей от однообразной электоральной колоды, в которой просматривались исключительно знакомые лица, достигли во Франции той отметки, когда общество решило, что лучше в парламенте пусть будет кто угодно, только не "бывшие". И Макрон, который хорошо прочувствовал этот момент, сумел собрать щедрый электоральный урожай.
По дороге, кстати, сломав позвоночник "парламентской геронтократии" – средний возраст сегодняшних французских парламентариев составляет более чем 60 лет, в то время как "макроновское пополнение" имеет, в среднем, 46 лет.
Какими будут результаты работы этого парламента – покажет время, так как что-то прогнозировать не берется в данной ситуации никто.
Важно другое. Вчерашние выборы во Франции продемонстрировали возможность мирной и полной смены дискредитированных политических элит в развитой европейской стране. При том эти изменения провел не популист и актер телевизионного шоу, который играл на эмоциях, а не на здравом уме, как то случилось в США. Изменения провел адекватный и тривиальный в чем-то политик, который осмелился отказаться от привычных людей и практик.
И украинцам, разочарование которых от определенного застоя как реформ, так и элит к 2019 году может достичь определенной критической точки, стоило бы внимательно присмотреться к французскому опыту. Чтобы на выходе получить не Трампа, претендентов на роль которого в нашем политикуме более чем достаточно, а кого-то вроде Макрона. Если такой вдруг появится в наших краях. Да и имеющиеся политики радикальным изменением состава своих команд, не исключено, могли бы чего-то достичь.