Кто на самом деле хочет захватить Македонию
Категория: Политика
1 мая 2017
Причины вчерашнего штурма македонского парламента, закончившегося легким кровопролитием, были достаточно банальны. Либеральная оппозиция в лице социал-демократов, которая давно и безуспешно пыталась "подвинуть" с властного Олимпа "Демократическую партию за македонское национальное единство", нашла способ достичь цели, договорившись о союзе с партиями этнических албанцев. Которые, к слову, составляют более чем четверть граждан Македонии.
Договоренность заключалась в том, что оппозиция голосует за албанца на должность спикера, а албанские партии поддерживают голосами социал-демократа Зорана Заева на должность премьер-министра страны. И план начал реализовываться – за албанского кандидата на должность спикера, Талата Джафери, проголосовало 62 депутата из 120 – чего, в общем, было достаточно для его избрания на должность.
А в партии власти, где перед этим долго рассказывали, что нужно "восстановить стабильность в государстве", вдруг поняли, что стабильность восстанавливается. Без них. То есть, конечно, у "демократов за единство" оставалась в руках должность президента. Но Македония – парламентская республика, и президентская должность в ней, конечно, важна – но немножечко церемониальная.
Все что сумел сделать президент Иванов – это заявить, что социал-демократы "предали Македонию". А еще – написать открытое письмо мировым лидерам о том, что реализация платформы Социал-демократического союза Заева "предусматривает изменения в конституции Македонии, которые бы поставили под угрозу унитарный характер и суверенитет государства в интересах исключительно албанского меньшинства". Отсутствие планов относительно внесения изменений в Конституцию у Заева президента не остановила.
Впрочем, письма – письмами, но в партии власти, которая начала власть терять, остался в рукаве последний аргумент. Уличные погромы. И этот аргумент вчера вечером пустили в ход.
Две сотни "мирных граждан" крепкого телосложения и с надлежащей подготовкой ворвались в парламент, от души побили социал-демократов – и добавили албанцам. Чтобы продемонстрировать свою готовность защищать Конституцию, наверное.
Запад отреагировал нервно. "Мы осуждаем насилие в самых сильных выражениях", - заявило посольство США в Македонии. "Насилию не место в парламенте", – заявил комиссар ЕС Йоханнес Хан. К которому вскоре присоединился генсек НАТО Йенс Столтенберг.
В то же время Россия призвала "прекратить внешнее давление на Македонию" и позволить "ответственным политическим силам республики самим определить развитие страны". Потому что "адекватное решение может быть найдено только путем внутримакедонского диалога в рамках конституционно-правового поля" – соловьями заливаются орлы из ведомства Лаврова. "Ответственные силы" – это, надо полагать, вчерашние погромщики, а диалог в рамках конституционного поля – это процесс избиения депутатов из Социал-демократической партии штурмовиками президента Иванова.
В такой нехитрый способ тривиальное желание одной политической силы остаться при власти, несмотря на абсолютно легитимную ею потерю, переносится в этническую плоскость. Российские СМИ пишут о "будущей Великой Албании", которая поглотит сначала Македонию, а затем – Сербию. А вскоре, наверное, Воронеж. И про злой Запад, который якобы собирается вводить санкции против Македонии за отказ "отдать власть албанцам".
Так с тривиального спора за власть понемногу вырастает новый этнический конфликт на Балканах. В котором действуют уже не вороватая власть и неоднозначная оппозиция с ситуативными союзниками, а "патриоты Македонии", "предатели Македонии" и "албанские захватчики". И решать этот конфликт, если послушать македонских приверженцев "стабильности", следует уже не в стенах парламента путем дискуссий, а как минимум на улицах путем то строительства баррикад, то их штурма. А сила, которой год назад ничего не обломилось с переворотом в Черногории (ибо даже "бра тушки"-сербы не захотели терпеть у себя российских диверсантов и их банально сдали), еще немного – и сможет праздновать победу. Поскольку на Балканах, если стороны немедленно не остановятся, вполне может разгореться снова.