Зачем Путин хочет "взорвать" Ливию
Категория: Политика
15 марта 2017
Новость о том, что Россия размещает силы на границе с Ливией, полной неожиданностью не стала. Слухи о том, что в самой Ливии присутствуют российские военные специалисты, ходили уже несколько недель.
Впрочем, до сих пор речь шла главным образом о контрактниках из частных военных компаний, которые, теоретически, занимались в основном разминированием, охраной кораблей и другими благообразными занятиями.
Сейчас же, по данным американских источников, речь идет как минимум об одном отряде, состоящем из двух-трех десятков (по утверждению египетских источников – 22 особы) бойцов войск специального назначения, а также нескольких дронов с обслуживающим персоналом, размещеном на авиабазе Сиди Баррани, менее чем за сотню километров от ливийской границы.
При том, источники западных СМИ в египетской армии не исключают, что этот отряд является не единственным. Состав отряда однозначно указывает на то, что его цель – разведка. По результатам которой, может быть принято решение о более масштабном российском вторжении в этот регион.
Почва для подобного вторжения активно готовится. Например, сегодня спикер одного из двух ливийских "парламентов" (нет, это не двухпалатный орган – в Ливии два отдельных остроконкурентных парламента) Салех Иса попросил помощи у России в сфере ремонта военной техники и обучения ливийских солдат.
Среди причин нынешнего размещения российских войск в непосредственной близости от Ливии называют тот факт, что Москва поддерживает генерала Халифа Хафтара, силы которого недавно сильно пострадали во время боев с так называемыми "Вооруженными бригадами Бенгази" – которые, на самом деле, являются исламистской группой, по идеологии близкой к Аль-Каиде. И в Кремле хотят "подпереть" Хафтара, который сейчас является в Ливии фактически третьей стороной, которая воюет как с исламистами, так и с законно избранным правительством государства. Которое, между тем, Хафтар не признает вполне законным.
В общем, биография этого общественного и военного деятеля просто интереснейшая – он был среди соратников Каддафи, потом попал в плен в Чаде, откуда его вытащили американцы, гостеприимством которых он долгое время пользовался, записавшись уже в оппозиционеры к ливийскому режиму. Затем, вернувшись на родину после падения Каддафи, Хафтар сначала подчинялся новому правительству – но со временем их дороги разошлись.
Конечно, Хафтар не является полноценным "ливийским Асадом" – но у него имеются существенные, по ливийскими меркам, вооруженные силы, и он готов "дружить" со всеми, кто обеспечит ему финансовую поддержку. Гласная "антитеррористическая" риторика, с помощью которой генерал маскирует свое желание взять под контроль всю страну, максимально хорошо подходит и для Кремля.
Собирается ли Россия сажать Хафтара на престол? Скорее всего, нет. Это потребует большого количества войск и денег. При том без всяких гарантий успеха.
Вполне вероятно, что, усиливая свое присутствие в Ливии, Путин просто хочет напугать Запад возможным началом полномасштабного хаоса, к которому Москва успешно довела в ситуации с Сирией. Однако в случае наличия потенциальной возможности – Москва этот хаос охотно организует. Поскольку, любая кровавая потасовка в Ливии будет иметь одно значимое для Кремля следствие. Рост цен на нефть и, частично, газ.
Как не крути, у Ливии крупнейшие на африканском континенте и 5-е – среди стран-членов ОПЕК запасы нефти. Обеспечивая сейчас около 2% мировой добычи, и, при условии гражданского мира и желания, существующую возможность повысить этот показатель до 3.5-4%. Учитывая, что нефтедобыча составляет 95% в структуре ливийского экспорта.
Проще говоря, складывается впечатление, что одна "бензоколонка планеты", пользуясь хаосом на другой "бензоколонке", сейчас понемногу подбирается к ней со спичками в руках. Было бы очень уместно, если бы "мировой полицейский" из Вашингтона отвлекся от длительных и острых внутренних споров, и как-то на это отреагировал. Желательно – не путем выражения обеспокоенности.