Как Запад справится со своим Алеппо
Категория: Политика
3 января 2017
В последнюю неделю операция иракской армии, поддерживаемой силами западной коалиции, начала давать заметные результаты. Наступление, без лишней спешки начатое еще в октябре, в конце концов ускорилось, и боевики Исламского государства теряют один район города за другим.
Войска коалиции вчера практически вплотную подошли к Тигру, который делит городскую агломерацию Мосула на две равные части (на самом деле, вторая часть – это историческая Ниневия, которая, впрочем, давно слилась с Мосулом). Для упрощения наступления западная авиация уничтожила последний мост через Тигр – что наводит на размышления, что блицкрига иракские силы не планируют, поэтому им выгоднее постепенно уничтожать противника в отдельных районах, не давая ему перестроиться.
Собственно, на такую мысль наталкивают и сообщения западных участников военной коалиции, в которых сказано, что последние атаки призваны сломить "способность террористов к объединению войск, перемещения боевиков и поставки". Проще говоря, иракские силы при поддержке Запада, скорее всего, начинают раскалывать оборону Исламского государства на отдельные "мешки".
При этом, конечно, не обходится без беженцев и гражданских жертв – о чем не упускают случая сообщить российские СМИ, которые явно хотят поставить знак равенства между операциями в Мосуле и Алеппо.
Однако относительно большое количество беженцев (а в период с 17 октября по 26 декабря из города бежало около 120 тысяч человек) свидетельствует о том, что гражданское население по крайней мере может спокойно выйти из района проведения боев. Не исключено, что медленное продвижение войск коалиции и связано, в первую очередь, с желанием дать возможность выйти из-под огня всем, кто того захочет.
Впрочем, процесс изгнания исламистов происходит не особенно легко – отдельные подразделения коалиции с начала октября потеряли около 30 процентов личного состава убитыми и ранеными, и требуют немедленных восполнений.
Проблем добавляет и пестрый состав войск коалиции. Штурм Мосула осуществляет чудесный конгломерат, в составе которого авиация и силы спецназначения стран Запада, иракская армия, полиция и силы специального назначения, курдское ополчение-пешмерга, а также шиитские и суннитские ополченцы. В нормальной ситуации подобные "партнеры по коалиции" с удовольствием повоевали бы между собой. Не исключено, увы, что подобное и случится – едва Исламское государство перестанет быть серьезной угрозой. Но пока иракскому и американскому командованию, похоже, удается держать управление войсками на должном уровне.
А в целом, удачное наступление на Мосул, кроме поднятия заметно пошатнувшегося военного престижа Запада, могло бы дать Вашингтону реальные геополитические преимущества. Ибо исламисты, поняв, что попытки удержаться в Мосуле обречены, скорее всего пойдут на прорыв – в направлении главных сил Исламского государства. То бишь - в сирийскую Ракку, а также в пустынный пояс на границе Ирака с Сирией.
Тогда российскому и сирийскому диктатору придется отвлечься от дипломатического торга с Турцией за разделение зон влияния в Сирии, и начать, наконец, реальную войну с террористами. Пока "тактическое отступление" из Пальмиры не переросло в "стратегическое отступление" из Дамаска.