Когда Украина станет крупнейшим спонсором Bellingcat
Категория: Политика
23 декабря 2016
За последние 24 часа мир познакомился с двумя расследованиями. Оба были совершены международными коллективами. Оба расследования имели целью установить истину в отношении военных преступлений или действий, близких к этому определению. Оба должны были бы оказать заметное влияние на международные отношения в современном мире. На этом сходство между расследованиями завершается.
Первое из них было проведено специальной комиссией ООН, которая должна была установить, чьи самолеты разбомбили гуманитарный конвой под Алеппо в ночь с 19 на 20 сентября. В процессе чего погибло немало волонтеров, и был уничтожен гуманитарный груз, что привело к новым смертям в восточном Алеппо.
Комиссия задание провалила. В финальном отчете было отмечено, что налет могли совершить самолеты Сирии, России или коалиции во главе с США. Оппозиционные силы не имели возможности разбомбить этот конвой, убеждены следователи ООН. Наверное, в силу полного отсутствия авиации. Эксперты, участвовавшие в работе комиссии, считают участие авиации США и коалиции в этом налете "маловероятным" – но так, чтобы совсем, то не исключают.
Объяснить, почему не были взяты на экспертизу осколки боеприпасов, которыми уничтожили отмаркированный красными полумесяцами конвой, с целью установить производителя оружия, комиссия то ли не смогла, то ли не захотела. Хотя с помощью такого анализа дать ответ на ключевой вопрос – бомбила ли западная коалиция или Асад/Путин, было, безусловно, возможно. По большому счету, информативная ценность отчета близка к нулю, он исключает разве что российские инсинуации об "обстреле террористами конвоя", в которые не верил никто от самого начала.
Зато международная группа следователей-журналистов Bellingcat опубликовала доклад, в котором содержатся новые доказательства российского военного вмешательства в конфликт на Донбассе, в частности, об обстрелах позиций украинский войск из артиллерии.
Группа с высокой вероятностью установила 149 случаев обстрела украинской территории со стороны России летом 2014 года. 130 мест обозначены, как возможные позиции российской артиллерии. Количество выпущенных снарядов, по данным группы, составляло тысячи единиц. При этом группа утверждает, что было опубликовано наименьшие вероятные цифры. Частота и плотность обстрелов не позволяет рассматривать их как ошибки или самостоятельные действия отдельных частей, констатируют эксперты. В документе содержится вывод, что это больше всего напоминает открытые боевые действия.
Можно спорить о методике. Можно утверждать, что цифры Bellingcat занижены или завышены – (хотя последнее – вряд ли). Но заявить, что "они все врут", может только самый преданный потребитель Киселева. Мы видим результаты глубокой аналитической работы, прочно основанной на фактах.
При этом доклад был сделан кучкой энтузиастов с помощью открытых источников информации. У добровольцев, работавших на Bellingcat, не было многомиллионного бюджета, дипломатической неприкосновенности, гарантированного сотрудничества задействованных в конфликте сторон – и еще много-много чего из ресурсов спецкомиссии ООН. Единственное, что было у Bellingcat – это желание установить истину. Что им, по мере сил и талантов, вполне неплохо удалось.
Украина ежегодно тратит на членские взносы в ООН чуть более, чем 2,6 миллиона долларов. Дополнительно полтора миллиона мы тратим на проведение миротворческих операций ООН (правда, взносы за последний год пока не уплачены). В этом контексте возникает вполне законный вопрос Ведь, по большому счету, влияние что ООН, что Bellingcat в случае с украино-российским конфликтом – чисто информационное. И результаты расследования прочитают, или, по крайней мере, пересмотрят в виде новостей, никак не меньше людей, чем будет тех, кто будет смотреть или читать об очередном заседании Совбеза ООН. Где все, как водится, ограничится констатацией озабоченности.