Мариюпиль, Озивское море и наша Кубань: Как выглядела Украина на атласе 90-летней давности
Категория: Политика
6 февраля 2017
Недавно журналист Depo.Запорожье наткнулся на раритетный атлас Украины 1928 года выпуска. На 15 пожелтевших листах - 33 карты с расположением, административным делением, природой, населением и экономикой УССР (именно такая аббревиатура была принята в то время - сначала "социалистическая", а затем "советская", – ред.).
Выдало атлас Государственное издательство Украины, располагавшееся в тогдашней столице республики - Харькове. Автором-составителем был Л. Клеваный – к сожалению, сведений о нем найти не удалось. Редакторами выступили именитые ученые, в частности Агафангел Крымский.
Атлас прекрасно иллюстрирует ту недолгую и не слишком знакомую для современных украинцев эпоху. В экономике тогда продолжались "НЭПовские" эксперименты, в языковой политике был взят курс на украинизацию (все тексты должны быть написаны на украинском языке), в культуре бушевало национальное возрождение, которое впоследствии станет "расстрелянным". Все это так или иначе отразилось и на этих страницах.
В атласе сразу бросаются в глаза названия географических объектов. Это был короткий период существования "харьковского" правописания украинского языка ("скрипниковки", по имени народного комиссара просвещения Николая Скрипника, который ее утвердил).
Согласно тогдашним правилам, топонимы, которые сейчас завершаются на -ськ или -цьк, имели средний род. Поэтому здесь мы можем увидеть "Луганське".
Сегодняшнее Днипро называлось "Дніпропетрівське" (в примечаниях указано, что это ошибка - на самом деле надо читать "Дніпропетровське"). Этому названию на тот момент было всего два года. Рядом - еще не Днепродзержинск, а Каменское. Также здесь подписаны днепровские пороги - через несколько лет их затопит в результате постройки Днепрогэса. Ниже Запорожья - известный с казацких времен Большой Луг. В конце 1950-х он будет затоплен Каховским водохранилищем.
А писать "Нікопіль" вместо "Нікополь" продолжали и в конце 1940-х.
Луцьке.
Иначе назывался и город (точнее, в те времена еще поселок), который в 2014-м стал для Украины трагическим символом - Иловайск.
Кроме того, в атласе можно найти Озивское море.
Мариюпиль.
И Гумань (Умань).
Самая интересная в атласе - физическая карта Украины. На ней изображена не только УССР в актуальных границах, но и украинские земли в составе соседних государств, в частности те, что позже были присоединены к Советской Украине.
Автор признается, что сначала собирался нанести на каждую карту всю Украину в ее этнографических границах, однако получить из-за границы всю необходимую для этого информацию не удалось.
Для обозначения украинских территорий за пределами УССР использованы две категории: "этнографическая граница украинского народа" и "предел украинских колоний". Автор, к сожалению, не объясняет принципиальной разницы между ними. Можно догадаться, что в этнографических "пределах" украинцы жили с давних времен, а "колонии" были заселены позже, однако с какого именно момента, неизвестно.
Среди земель в составе России к этнографическим границам украинцев отнесены Кубань (по переписи 1926 года, из 1472 тысяч населения Кубанского края украинцы составляли 56%), часть Дона с Таганрогом, который принадлежал УССР в 1924 году, и Слобожанщина с Белгородом. Другая часть Дона – с Ростовом, а также север Крыма, который тогда принадлежал РСФСР, были колониями. В 1930-х или 1970-х годах уже вряд ли кто бы осмелился рисовать такие линии на российских землях.
К украинским этнографическим границам отнесены и земли Беларуси, причем как восточной – советской (южнее Мозыря), так и западной – польской (с Брестом и Пинском).
Собственно, Вторая Речь Посполитая (Польша) на то время уступала только УССР по количеству украинских земель в своем составе. На карте в этнографические границы входят и галицкие и волынские земли, которые теперь принадлежат Украине, а также Холмщина, Посяння, Лемковщина и Подляшье, что сейчас является польским.
Закарпатье, на тот момент чехословацкое, и Покутья с Буковиной (Румыния) также обозначены как украинские территории.
Непонятно, считал ли автор карты украинской южную Бессарабию или Буджак - Измаил, Боград, Рени и так далее, которая тогда была румынской, а ныне является частью Одесской области.
Подзабыто сегодня и административное образование, существовавшее в составе УССР до 1940 года и отраженное на карте - Молдавская автономная советская социалистическая республика, на тот момент – со столицей в Балте. Частично это земля нынешней Одесской области, а частично - Молдовы (под контролем непризнанной Приднестровской молдавской республики).
Итак, ученые 1920-х годов отмерили Украине земли буквально "от Сяна до Дона" и даже немного больше. Другая карта демонстрирует административное деление республики. С 1923 по 1930 годы Украина состояла из округов. Их количество время от времени менялось. На момент составления атласа в состав УССР входили 40 округов и одна автономная республика.
Что касется плотности населения, то наибольшее количество людей на один квадратный километр жило в правобережных округах, а также на Харьковщине и Сумщине. Наименьшее - в Херсонской области.
По данным атласа, в 1928 году в УССР жили 28,9 миллиона человек. Из них 23,6 млн были сельскими жителями, и лишь 5,3 - горожанами.
В селах республики, причем во всех округах, украинцы составляли абсолютное большинство. А вот в городах по количеству их "догоняли" евреи и русские
Если верить атласу, то в Киеве проживало больше всего русских.
Правобережные города оставались преимущественно "еврейскими".
В городах Донбасса преобладали русские (кроме Артемовского, ныне Бахмут). А вот в слобожанских городах, в частности в столичном Харькове, было больше украинцев.
В Одессе доминировали русские и евреи.
А это - фрагмент карты развития промышленности по количеству предприятий. Интересной является статистика относительно формы их собственности. Это был период НЭПа (Новой экономической политики) с элементами рыночной экономики. Поэтому в диаграмме, кроме государственных, есть и кооперативные, и частные предприятия. Через несколько лет советское руководство полностью свернет этот эксперимент.