Они пережили геноцид (15 фото)
В ночь на 7 апреля 1994 года вооруженные силы Руанды и отряды ополчения хуту (т.н. “интерахамве”) перекрывают дороги и начинают резню тутси и политических лидеров умеренных хуту. В первый же день убиты тысячи людей. Некоторым удается спастись, найдя убежище в лагерях ООН, однако в большинстве случаев отряды миротворческого контингента ООН никак не вмешиваются в происходящее, не решаясь нарушить условия “наблюдательского” мандата. Находящееся под контролем хуту государственное радио активно пропагандирует ненависть по отношению к тутси. Также по радио координируются действия погромщиков, например, передается информация о местах, где пытаются укрыться тутси. 21 апреля Совет Безопасности ООН единогласно постановил отозвать миротворческий контингент из Руанды. В тот же день Красный Крест сообщил, что число убитых, возможно, достигло десятков, если не сотен тысяч. Однако и работники ООН, и представители американского госдепартамента продолжали старательно избегать использования термина “геноцид” в своих выступлениях. Более того, 3-го мая президент Клинтон издал т.н. президентскую директиву (Presidential Decision Directive — PDD 25), ограничивающую участие американских военных в миротворческих миссиях ООН. Лишь к 13 мая Совет Безопасности принял решения поставить на голосование вопрос о возвращении миротворцев в Руанду, но госсекретарь США Мадлен Олбрайт задержала голосование еще на четыре дня. Наконец, 17 мая Совет Безопасности принял резолюцию об отправке 5500 миротворцев в зону конфликта, однако, отправка была отложена из-за разногласий по вопросу финансирования операции. К тому времени, по данным Красного Креста, число жертв резни составило уже 500 000 человек. Несмотря на это в середине июня войска ООН все еще не были отправлены в Руанду! Резня тутси прекратилась только после того, как в июле отряды RPF захватили Кигали, и правительство хуту было вынуждено бежать в Заир. По официальным данным правительства Руанды число погибших в результате стодневной резни составило 937 000 человек. Факт осуществления геноцида по отношению к тутси признан международным сообществом. Планомерный характер этого геноцида доказан многочисленными документальными материалами. Известно, например, что правительство Руанды использовало кредиты, полученные от различного рода международных фондов, для вооружения ополчения хуту, численность которого непосредственно перед началом геноцида достигла 30 000 человек.
Источник: Жжурнал/amelito
1. Диана Нионгира: "Я никогда не смогу забыть взгляд своих умирающих родителей. Мне тогда было 9 лет."
2. Годиоз Мукакахиса: "Один из убийц пожалел меня и убедил остальных оставить меня в живых. Мне было тогда 8 лет."
3. Иносент Нирахабимана: "Я отказалась от своей семьи и осталась жива, а они все погибли. Мне было 12."
4. Фред Муриса: "Один из вооруженных людей отрубил мне руку. Я потерял сознание, когда я очнулся рука лежала рядом."
5. Грейс Рутаму: "Я перенесла уже 10 операций и до сих пор не излечилась. Я мечтаю полностью восстановится."
6. Жан-Пьер Сибомана: "Когда я потерял ногу и семью, четыре года я жил в заброшенном доме сам по себе."
7. Анье-Сандрин Мука: "Когда я бежал из Руанды в Конго и пришел в лагерь беженцев, я четыре года прятал свои шрамы, чтобы не быть убитым. Меня могли узнать Хуту, которые были по всюду."
8. Тионесто Мувуньямбо: "Мне нечего сказать. Я перенес много боли, тем не менее я мог бы много рассказать."
9. Винни Мурекатете: "Моя голова болит до сих пор. Я слышу шумы, как будто ветер свистит в моем черепе. Как будто в моей голове идет гроза."
10. Жаннет Нивеянгенай: "Я сохраняла свою отрубленую руку две недели, потом она все же отделилась и мне пришлось выкинуть. Мне было 11 лет."
11. Беатрис Базайрве: "Я не могу пошевелить своими руками. Я потеряла мужа и семью. Как бы я заботилась о своих детях?"
12. Специозе Мукагини: "В католической церкви в Гитонго они били меня железными прутьями по голове, пытались разрубить череп мачете.
13. Самуэль Ндувайо: "Я до сих пор получаю письма с угрозами. Я знаю что их пишут мне мои соседи."
14. Фануэль Синдайхеба: "18 марта 1997 повстанцы Хуту бежавшие в Конго, пришли в мою школу в Ньянге. Они потребовали, чтобы Хуту и Тутси разделились, мы отказались. Тогда они начали стрелять в кого попало."
15. Приска Увамахора: "Я очень любила своего отца. И он меня очень любил."
Фото (С) NYT/Myriam Abdelaziz