Фильм-катастрофа «Метро» снят по роману Дмитрия Сафонова про затопление перегона между станциями «Тушинская» и «Щукинская». В статье вы узнаете, что стало основой сюжета, у кого из актёров сдали нервы и что скрывали Екатерина Шпица и Елена Панова.
1. Помимо литературной основы, создатели фильма опирались и на реальную историю — в 1974 году в ленинградском метро случилась масштабная катастрофа: плывун разрушил тоннели Кировско-Выборгской линии. Случился обвал грунта, треснули стены домов на поверхности и только чудом никто не пострадал. Об этом событии ещё в 1986 году был снят фильм «Прорыв», оператор которого спустя почти тридцать лет присоединился к съёмочной команде «Метро».
2. Московский метрополитен наотрез отказался давать разрешение на съёмки и предоставлять технику. Съёмочной группе пришлось выкупить за свой счёт списанные вагоны и искать место для работы. Были планы снимать в минском метро, но произошёл теракт на станции «Октябрьская» и от этой идеи отказались. В итоге добро на съёмки дало руководство самарского метро и пустило кинематографистов на недостроенную станцию «Алабинская». Входы в метро снимали в Москве, а все подземные сцены происходили уже в Самаре. Названия реальных станций в фильме не звучат — трагические события происходят на вымышленных «Садовой» и «Бородинской».
3. Декораторы построили стометровый тоннель в натуральную величину, где установили разбитые кувалдами вагоны. Для съёмок сцены столкновения поезда со стеной воды, сделали макеты тоннеля и поезда в масштабе 1:3, сверху поставили трехтонный резервуар с водой, который в нужный момент просто открыли… Часть катастрофы снималась с участием каскадёров и потом дорисовывалась на компьютере. Самарский метрополитен выделил для съёмок действующий поезд, который ночами пускали по одной из веток и снимали сцены в движении. В массовке снимались актёры самарских театров и просто жители города.
4. На недостроенных путях построили специальный бассейн — он был нужен для съёмок затопления, а заодно там грелись актёры. Воду подогревали только в перерывах, так как работать с тёплой водой в кадре было нельзя — в тоннеле было очень холодно и от неё шёл бы пар. Перед началом съёмок актёры надевали под одежду гидрокостюмы. В интервью они рассказывали, что перед надеванием костюмы приходилось намыливать или мазаться жирным кремом — иначе надеть их было невозможно, а кожа к концу дня была в ужасном состоянии. Так как события разворачивались в затопленном перегоне, всем приходилось плескаться по двенадцать часов с небольшими перерывами. В замкнутом пространстве и темноте…
Но нервы сдали только у одного актёра — маленькой собачки по кличке Пётр, которая так распереживалась, что её отстранили от работы.
5. На съёмочной площадке постоянно дежурил врач, который большую часть времени просто мерил давление и мазал йодом царапины. Зато всё, что могло случиться, случилось в один день!
Сначала на работника площадки упала декорация, потом каскадёр получил сотрясение мозга, у одного актёра из массовки случился эпилептический припадок, а у другого — гипертонический криз. Чудом не оказалось пострадавших на съёмках сцены с обрушением воды на вагон метро. Падающие с водой куски бетона дорисовывали на компьютере, а всё остальное снимали вживую. И только когда началось затопление, оказалось, что в вагоне мирно обедали осветители…
6. Во время съёмок Екатерина Шпица и Елена Панова одновременно узнали, что обе беременны. Девушки признались не сразу, но старались себя беречь, и это добавило сложностей и самим актрисам, и съёмочной группе.
Им пришлось рассказать о своём положении только когда обсуждался вопрос перерыва в съёмках на несколько месяцев. Съёмки было решено не откладывать. Дочка Елены и сын Екатерины родились с разницей в пять дней.