Сможет ли новый шеф ФБР спасти институт президентства в США
Категория: Политика
2 августа 2017
Сенат США подавляющим большинством голосов (92 против 5) утвердил Кристофера Рэя на должность директора ФБР. Высокий профессионализм и беспристрастность кандидата признали как республиканцы, так и демократы. Похоже, они поверили речи Рея, который неоднократно пообещал законодателям немедленно подать в отставку в случае, если Белый дом попросит его "сделать что-то нелегальное или аморальное".
Мотивы Трампа при назначении Рэя являлись очевидными. Американскому президенту на пост главы ФБР необходим был такой кандидат, который ни у кого не вызывал бы сомнения относительно того, что все расследования данного органа – в том числе и те, которые касаются влияния России на выборы в США, ведутся абсолютно прозрачно. А их выводам можно верить как свершившемуся факту, который не будет опровергнут через день-второй, очередной серией "утечек" в СМИ или признаниями кого-то из служащих ведомства. Трамп такого кандидата получил.
С другой стороны, если между президентом США и новым главой ФБР вдруг возникнет конфликт, уволить Рэя – как был уволен Скарамуччи, Спайсер или предшественник Рэя, Джеймс Коми, Трампу не удастся. То есть возможно, конечно – закон-то позволяет. Однако в случае реализации такого сценария и сам Трамп не долго будет хозяйничать в Белом доме. Кредит доверия к действующему президенту, кажется, является существенно ниже, нежели кредит доверия нового главы ФБР.
Но вопрос сейчас стоит не только относительно завершения расследований ФБР, вмешательства в американские выборы и хотя бы частичного восстановления доверия к Дональду Трампу – правда и эта задача новоназначенного главы ФБР является достаточно масштабной.
Другой, даже более масштабной задачей Кристофера Рэя, ни много ни мало, является сохранение действующей формы правления в США. Ибо по мере того, как американский президент барахтается в трясине бесконечных скандалов, обвинений и разоблачений, оправдывается, оправдывается и оправдывается (с перерывами на то, чтобы надиктовать оправдания для своего сына), Конгресс понемногу концентрирует все больше и больше полномочий.
Особенно хорошо это заметно в вопросах внешней политики, в которых право введения и отмены санкций, которое обычно использовала именно исполнительная власть, все чаще переходит в руки законодателей США. Кроме того, влияние законодателей растет и в вопросах внутренней политики. Так происходит потому, что конфликтовать с Конгрессом Дональду Трампу сейчас опасно. И Конгресс пользуется расширением своих практических возможностей. Более того, и демократы, и республиканцы в законодательном органе совсем не против, чтобы такое положение сохранялось.
Формально, все что происходит – делается в рамках Конституции. Однако неформально все понимают, что привыкнув управлять, к примеру, внешней политикой, американские законодатели не отдадут это свое право без боя. Даже если хозяином Белого дома будет уже не Дональд Трамп, а в Госдепе и думать забудут, кто такой Рекс Тиллерсон.
В ходе предвыборной кампании Трамп предложил американскому политическому истеблишменту игру по своим правилам и выиграл. А сейчас истеблишмент во многих вопросах объединился против Трампа и оказалось, что противостоять планомерному давлению независимой законодательной власти действующий президент США не способен.
Проще говоря, слабость и непрофессионализм Дональда Трампа приводит не только к кризису действующей администрации. Эта слабость и непрофессионализм понемногу меняют силовой баланс, тот тонко отлаженный механизм политических "сдержек и противовесов", который обеспечивает функционирование государственной машины США на протяжении сотен лет.
И назначение Рэя – это один из последних шансов действующей администрации вернуть доверие и остановить процесс деградации президентской власти в США.