Что значила вчерашняя молчанка Тиллерсона
Категория: Политика
10 июля 2017
Во вчерашнем дипломатическом аншлаге в Киеве (который, впрочем, продолжается и сегодня – правда, уже с другим составом участников) самой заметной, конечно, является фигура государственного секретаря США Рекса Тиллерсона.
Несмотря на относительно короткое время пребывания в Украине, Тиллерсон успел поговорить с экономическими экспертами и представителями НГО, и с президентом Украины – как тет-а-тет, так и в более широком кругу.
При этом, по результатам визита, никакой не то чтобы сенсационной – а даже просто новой информации обнародовано не было.
Тиллерсон подтвердил, (а Дональд Трамп даже написал об этом в Твиттер-аккаунте), что санкции США и ЕС против России останутся в силе, пока Москва не прекратит действия, которые спровоцировали эти санкции. Это прекрасно – однако информацию можно было передать и письмом. Или, собственно, не передавать вообще – твита Трампа вполне хватило бы.
Украина расширит сотрудничество с США в сфере энергетики – в частности, относительно поставок угля и ядерного топлива, а также в строительстве завода для переработки и захоронения ядерных отходов. Это тоже прекрасно – однако подобные вопросы в компетенции максимум министров энергетики, а не главы дипломатического ведомства (пусть и с нефтегазовым прошлым) и президента страны. Собственно, в августе-сентябре как раз ожидается визит в Киев американского министра энергетики Рика Перри – где все это будет оговорено и конкретизировано. А если повезет – то и законтрактировано. Аналогичной является ситуация и с сотрудничеством в оборонной сфере – и глава Пентагона Маттис также прибудет через месяц-второй для конкретизации условий и направлений сотрудничества. При этом общая договоренность о сотрудничестве в данных направлениях была достигнута еще на встрече президентов Украины и США.
С определенной точки зрения, вчерашний визит госсекретаря в Киев можно рассматривать как попытку уравновесить встречу президентов США и России в Гамбурге. Впрочем, если учесть тот факт, что Трамп встретился с Порошенко еще до Путина, то особой необходимости что-то уравновешивать будто и не проглядывается.
Еще одной, достаточно практичной целью вчерашнего визита было желание с глазу на глаз проинформировать украинского президента о подробностях и результатах встречи Трампа с Путиным – в той их части, которая касается Украины, и которую в Вашингтоне решили довести до сведения Киева.
Однако и это не выглядит как главная цель визита. В ходе которого, как заметили все без исключения наблюдатели, Тиллерсон, в пределах возможного, пытался пообщаться с разными людьми – и задать максимум вопросов, как о реформах и коррупции в Украине, так и о видении конфликта на Донбассе.
Если учесть тот факт, что по свидетельствам приближенных к Трампу лиц, он весьма скептически относится к "нормандскому формату", который в частных разговорах периодически называет "тупиковым", логичным выглядит предположение, что в данный момент администрация Дональда Трампа оценивает возможность самостоятельно вступить в переговоры относительно войны на Донбассе. И сделать это не с помощью кооптации в "четверку", которая станет "пятеркой" – а путем открытия собственного канала коммуникации, точнее – восстановления того, который практиковали в администрации Барака Обамы.
В пользу этого предположения говорит и тот факт, что спецпредставителем США по урегулированию ситуации в Украине стал опытный Курт Волкер, который приехал вчера вместе с Тиллерсоном – но при этом, планирует задержаться в Украине на несколько дней. Для того, чтобы оценить настроения и ожидания украинской стороны, ситуацию на фронте и готовность Украины продолжать противостояние. Все то, что потребуется ему для долгого и предметного разговора с представителями России.
А Вашингтон, скорее всего, в ближайшее время будет возобновлять отношения с российской стороной по образцу старого формата "Нуланд-Сурков". При этом измениться может не только американский представитель.
И на этих переговорах Трамп будет вынужден помнить, что демонстрация чрезмерной приверженности российскому коллеге может стоить ему политической карьеры.
Однако слишком надеяться на способность существующей администрации США разрешить конфликт на Донбассе было бы наивно. Потому что решить его можно только при наличии на это доброй воли российской стороны – или при условии готовности США наращивать давление на Россию. Ни первого, ни второго компонентов, необходимых для достижения мира, в реальности как-то не заметно.
Поэтому, скорее всего, после нескольких месяцев переговоров будет принято решение "оставить все, как есть" – то есть заморозить конфликт и расстановку сил на весь период президентства Дональда Трампа. Что, с одной стороны, может порадовать – особенно если оглянуться на мрачные прогнозы периода начала этого президента. С другой же стороны, подобная "заморозка" будет стоить Украине несколько многовато. Чтобы узнать цену, достаточно послушать ежедневные сводки штаба АТО. Впрочем, альтернативы у нас пока нет.