Почему Климкин не заметил Лаврова в Вашингтоне
Категория: Политика
10 мая 2017
Министр иностранных дел России Сергей Лавров находится в США. Время визита – 9-11 мая. Там же находится и глава украинского МИД Павел Климкин, его визит запланирован на период 8-10 мая. Оба чиновника заметную часть своих визитов проведут в Вашингтоне. Лавров лишь под конец поедет на заседание Арктического совета в Фербенкс, на Аляске.
Оба политика будут говорить с американскими чиновниками о путях решения конфликта на Донбассе. Хотя у Лаврова еще будет дополнительная тема в виде войны в Сирии, а у Климкина – относительно экономического сотрудничества между Украиной и США. При том между собой политики, кажется, так и не встретятся.
С какой-то точки зрения, все выглядит вроде и логично. Для того, чтобы поговорить между собой про Донбасс, этих два чиновники могли бы не летать в США, а прокатиться на поезде куда-то к хутору Михайловское. А попав в Вашингтон, они делают все возможное, чтобы донести свою позицию до американских хозяев, и на скромные персоны иностранных коллег, конечно, не отвлекаются.
Но с другой стороны, все выглядит и немного странно. Две стороны, участвующие в конфликте, переговоры о мире не просто не ведут – они даже не решаются поговорить о конфликте вместе с хозяевами и противной стороной. Конечно, формат вашингтонских встреч определялся Госдепом, но если бы Лавров с Климкиным таки захотели провести "очную ставку" в присутствии госсекретаря США Рекса Тиллерсона, такую возможность им, без сомнения, предоставили бы. Да вот беда – они не захотели.
И, кажется, все, что могут два министра иностранных дел в этих поездках – это, как сказал Климкин, надеяться, что Тиллерсон "будет давить на Лаврова, я очень надеюсь, что это ему удастся". На нечто подобное – но уже в противоположном значении – будет надеяться и Лавров. Для разнообразия предлагая американской стороне "сотрудничество" еще и в Сирии. И не веря уже в то, что Трамп или Тиллерсон на эти предложения "купятся". Ни смена президента США, ни скорая замена президента Франции на расстановку сил вокруг Донбасса не повлияла.
И вся эта ситуация с демонстративным "незамечанием" Лаврова Климкиным и наоборот демонстрирует на самом деле одну-единственную вещь. Нет никакой дипломатической работы по урегулированию конфликта – если не учитывать минимальных переговоров об обмене пленными или временные прекращения огня. Но это – не дипломатия. Нет "нормандского формата", нет особых надежд на создание нового формата с включением в него американской стороны. То есть формат, возможно, и создадут, но результаты его работы не слишком будут отличаться от опыта "нормандской четверки". И нет никакого "прогресса" или "регресса" в решении конфликта. Есть глухая стена, перед которой все остановились два года назад.
Конфликт в этом случае зашел глубоко в патовую ситуацию, и пока положение одной из сторон не испытывает резкого ухудшения, достаточного для того, чтобы принудить ее к уступкам – не изменится ровным счетом ничего. Такова реальность.
Не то, чтобы это знание могло кого-то в Украине сильно порадовать. Впрочем, понимание существующей ситуации может стать достаточным поводом для того, чтобы силы – и физические, и моральные – сосредоточить на том, что делается в нашей стране. На тех проблемах, которые можно решить – давлением на власть, гражданской позицией, повседневным трудом, в конце концов. Махнув рукой на пустые размышления о том, что скажет Лавров Тиллерсону – и что услышит в ответ.