Для чего Путин "кошмарит" Telegram и Дурова
Категория: Политика
26 июня 2017
Скандал с мессенджером Telegram на России набирает обороты. Еще несколько недель назад, когда Роскомнадзор потребовал от компании "зарегистрироваться как организация, которая распространяет информацию" (и, соответственно, предоставить доступ к этой информации спецслужбам, а также за собственные средства обеспечить хранение этой информации в течение года – на случай, если спецслужбам захочется использовать ее позже – это российское законодательство такое, если что) – в конце требований как мантра звучало, что блокировать мессенджер пока никто не планирует.
По мере нарастания давления на генерального менеджера и совладельца Telegram LLC Павла Дурова, можно было предположить, что имеет место некий "эксцесс исполнителя", как то, что случилось с Google.ru, только чуть более растянуто во времени. Бывает.
Но после того, как Федеральная служба безопасности России безапелляционно сообщила, что теракт в метро Санкт-Петербурга 3 апреля подготовили с помощью мессенджера Telegram, стало понятно, что конфликт перешел в другую стадию. Да и о возможности блокировки Роскомнадзор заговорил уже совсем по-другому.
С какой точки зрения, все это выглядит немного странно. Ибо возможность "индивидуального" съема информации с мессенджера, то есть прослушивание отдельных пользователей, российские спецслужбы, скорее всего, возможность имеют. Если не благодаря самому мессенджеру, то благодаря заражению клиентских терминалов.
Зато, с другой стороны, российское руководство любит регулярно поговорить о "достижениях российских ИТ, которые вот-вот снимут страну с нефтяной иглы". И Telegram мог бы быть вполне успешным образцом. Ибо Дуров, хоть и отказался сдавать персональную информацию украинцев с "Вконтакте" во время Евромайдана, воспринимается на России как "все-таки свой".
Не понимает сути и причин "наезда" на свою компанию и сам Дуров. "Парадоксально, что на повестке дня на России нет блокировки контролируемых США Whatsapp или Facebook Messenger, но активно обсуждается блокировка нейтрального по России Telegram. Только Telegram блокируется, переписки российских чиновников, их общение с друзьями и родственниками и другие чувствительные данные через WhatsApp/Viber перейдут в подконтрольные Америке облаку Apple iCloud/Google Drive", – логично комментирует ситуацию Дуров.
В конце концов, даже тотальный контроль над мессенджером ничего не даст российской власти в плане реальной борьбы с терроризмом. Хотя бы потому, что, если верить разработчикам сервиса, то им пользуются 100 миллионов человек, при том в сервисе проходит до 15 миллиардов сообщений ежедневно. Кто и как их будет читать и контролировать? Программа-бот, которая будет искать слова "бомба в метро", "смерть неверным" и "Ахмад привез патроны"? А если террористы догадаются заменить "ключевые слова"?
Здесь россияне попадут в ту же ловушку, в которой в свое время побывали американцы, с системой тотального перехвата информации "Эшелон". В которой, как оказалось впоследствии, были переговоры самых разнообразных террористов – включительно с теми, которые планировали атаку на Башни-близнецы. Проблема лишь в том, что в миллионах и миллиардах сообщений никто эту информацию заметить и вычленить не смог. Подобные вещи могут помочь в расследовании уже совершенных терактов – но никак не помогут в борьбе с планировкой.
Все это, скорее всего, понимают и на Лубянке. Понимают – но информационную кампанию против Telegram только наращивают. Почему?
Причина, кажется, проста. И заключается она именно в том, что Дуров – хоть и поддержал украинцев, поссорился с ФСБ и Госкомнадзором, сбежал в Сингапур и получил гражданство островного государства Сент-Китс и Невис остается для Пуитна и российских спецслужб "своим". Которого, теоретически, легче "нагнуть" на сотрудничестве. Чем и занимался Роскомнадзор в течение последних месяцев. А в случае, если не "нагибается" – следует объявить "предателем" и наказать. Чем, похоже, теперь займется ФСБ. Проблема лишь в том, что "нагибать" и "наказывать" кого угодно и как угодно ФСБ может только на России. А Дуров – это средних размеров рыбина из планетарной "экономической реки", чей бизнес охватывает десятки стран. О чем Павел совершенно откровенно говорил еще два года назад: "Что касается Telegram, то проект как не выдавал, так и не будет выдавать личные данные и ключи шифрования третьим сторонам. Мессенджер популярен среди десятков миллионов пользователей на десятках рынков, и угроза блокирования на одном или двух из них не повлияет на его политику конфиденциальности". Дуров, очевидно, посчитал – и решил, что сотрудничество с российским режимом из-за потери имиджа на других рынках ему просто не выгодно. Ничего личного – просто бизнес. Зато у российских спецслужб и их реального руководителя – все может быть с точностью до наоборот. Бизнес-бизнесом, а "предателя" надо наказать. Будем надеяться, что дело ограничится блокировкой Telegram на России, а не гонцами с полониевым чайком, которых порой направляли с Лубянки к другим "предателям".