Как Трамп испытает любовь Конгресса к Украине
Категория: Политика
23 мая 2017
Слухи о том, что "обрезанием под ноль" бюджетов USAID потери американских финансовых программ для зарубежных стран не ограничатся, похоже, оказались правдой.
Как было сообщено в The Wall Street Journal, президент США Дональд Трамп в своем бюджетном предложении на 2018 год к Конгрессу США предложил прекратить предоставление безвозмездных грантов на развитие обороны для нескольких стран – союзников.
В этот раз под "обрезание" попадают Украина, Пакистан, Тунис, Колумбия, Филиппины и Вьетнам. При этом полностью отказываться от поставок американского оружия этим союзникам администрация Трампа вроде не собирается – взамен грантов, то есть невозвратной передаче средств, будут, вероятно, предложены займы, которые в обозримом будущем придется возвращать. Сокращение никак не коснется грантов, запланированных на 2017 год.
При этом финансовый эффект от "обрезания", в реальности, будет скорее косметическим – чтобы не сказать пропагандистским. Из 6 миллиардов долларов, которые традиционно тратятся на военные гранты, Трамп планирует сэкономить около 1 миллиарда. Поэтому главные грантополучатели – в первую очередь, Израиль, Египет и Иордания, как получали свои 3,1 млрд, 1,3 млрд и 0,35 млрд долларов соответственно, так и будут получать. Что-то оставят и Пакистану. А вот запланированные для Украины 0,35 млрд. идут под сокращение, по мнению нового хозяина Белого дома, полностью.
В этом месте можно многое сказать о недальновидности и непоследовательности политики Трампа, о копеечной экономии, которая усложнит противодействие России и, в конце концов, бумерангом ударит по американской экономике (ведь гранты должны были прийти не в виде денег, а виде продукции американского ВПК). Но говорить об этом нет никакого смысла.
Дональд Трамп должен хоть частично выполнять свои предвыборные обещания, которые заключались в сокращении расходов на помощь иностранным государствам. Сократить помощь Израилю он, по понятным причинам, не может. Стабильность Иордании сейчас тоже важна для Запада. Почему такие большие средства выделяются Египту, для многих остается тайной. То есть близость этой к зоне влияния Исламского государства очевидна – неочевидным является прочность союзнических отношений между Египтом и США. А в результате имеем то, что имеем – сокращение ударило по всем, кто остался.
Впрочем, бюджетное предложение президента США – это не приговор без права на обжалование. Более того, до голосования по бюджету, которое, в лучшем случае случится в конце этого года или в начале следующего, все может измениться. В первую очередь – силами сторонников Украины в американском Конгрессе. К примеру, не далее как десять дней назад председатель Комитета национальной безопасности Палаты представителей Конгресса США Майкл Маккол обещал сохранить и даже расширить помощь Украине в сфере безопасности в 2018 году.
Но помочь своим лоббистам Украина тоже вполне способна. Просто нужно достаточно прозрачно, правдиво, но при том эффектно рассказать о том, на что были потрачены и продолжают тратиться – ресурсы от предыдущих военных грантов США. Которые на протяжении последних лет колеблются в пределах 100-200 миллионов долларов, а в бюджете 2017 года составят 238 миллионов. За грант в таком размере можно и действительно эффектно и убедительно отчитаться.
При этом если украинской стороне удастся убедить конгрессменов в том, что американское снаряжение и оружие эффективно работает для ограничения военной экспансии Путина, вопрос расширенных военных грантов будет решен, без сомнения, положительно. В противном случае, рано или поздно, эти гранты прекратятся – независимо от того, кто будет хозяином Белого дома и какой будет расстановка сил в Конгрессе.