Зачем Трамп дразнит Конгресс и Пентагон "утерянной" Россией
Категория: Политика
21 декабря 2016
Вчерашняя служебная записка, направленная в Пентагон, с перечнем стратегических угроз для США и приоритетов для оборонного ведомства, в том виде, в котором их видит то ли Трамп, то ли кто-то из его команды, и обнародованная Foreign Policy, наделала немало шума. Возможно, даже существенно больше, чем нужно.
Для начала – несколько слов о самом документе. Во-первых, эта трогательная страничка бумаги является совершенно неофициальной. В ней "переходная команда" Трампа сообщает сотрудникам Пентагона о факте своего существования и начало работы, а также имена и контакты задействованных в ней лиц. Ну и отмечает, что именно будет интересовать будущего президента в сфере обороны. Во-вторых, эти самые "приоритеты" в документе озвучены, ссылаясь не непосредственно на Дональда Трампа, а на Миру Рикардель, бывшую сотрудницу администрации Буша, а ныне содиректора "переходной команды".
Но в этой служебной записке действительно ни разу не упоминается Россия. Которую до сих пор практически все высокопоставленные американские офицеры расценивали как" угрозу номер один "для США". Начиная от директора национальной разведки США Клэппера, который отмечал, что "Исламское государство" "не может причинить смертельного вреда США, а Россия может". И заканчивая тем самым "бешеным псом" Джеймсом Мэттисом, который, скорее всего, станет новым главой Пентагона.
Когда заинтересованные журналисты обратились к авторам с закономерным вопросом "Что это было?!", Джессика Дитто, пресс-секретарь переходной команды Трампа, отказалась объяснять, какое место Россия занимает в приоритетах обороны для избранного президента США. Зато сказала, что эта служебная записка – "не всеобъемлющая". И призвала "не спекулировать" в отношении служебных документов, дождавшись чего-то хоть немного более официального и предназначенного для публики.
А в общем, наиболее вероятным объяснением вчерашней истории является следующее. Новоизбранный президент США до конца не понимает сам, насколько далеко он может пойти в деле изменения внешней политики своей страны. А "служебные записки" вроде вчерашней – это своего рода "пробные шары", призванные оценить реакцию на ту или иную инициативу Трампа.
При том Трампа интересует не то, что скажут по этому поводу Украина, Россия, ЕС или ООН. Наиболее существенной для него является реакция на подобные эскапады его собственных однопартийцев. Особенно тех, которые являются членами высшего законодательного органа США. От отношения которых зависит его способность провести через Конгресс что угодно – начиная от утверждения части членов его команды.
Кроме того, подобные провокации могут стать предметом для торга между Дональдом Трампом и "ястребами-республиканцами из Сената – вроде молодого Марко Рубио, немолодого Джона Маккейна. Которые четко и недвусмысленно заявили, что смягчать политику в отношении России не собираются и сделают все возможное, чтобы этого не сделал никто другой. И намекнули, что предложенная Трампом на должность госсекретаря США кандидатура Рекса Тиллерсона через Сенат может и не пройти.
Теперь же сторонам есть о чем поговорить. "Ястребы" могут попробовать найти какие-то положительные стороны в нефтяном магнате,. Зато Трамп может пересмотреть список того, что и в какой степени – грозит США. Жизнь продолжается.