Когда россиянам придется бежать из Ирана
Иран в сознании украинцев, и далеко не только украинцев – за последние годы стал казаться стопроцентно надежным союзником России. Как отчуждение от Запада, так и общие интересы во многих регионах мира – Сирии, Афганистане, Персидском заливе, на первый взгляд прочно цементируют этот союз. Который, к слову, никоим образом не нарушили попытки экс-президента США Барака Обамы вывести Иран из-под санкций и реинтегрировать его в мировое сообщество.
Но недальновидная политика, которая сводится к желанию демонстративно доминировать над собственными союзниками, превращая их в вассалов, может сыграть с Кремлем злую шутку, оттолкнув от Москвы даже Тегеран.
Первые трещины в отношениях между странами появились уже достаточно давно. В качестве примера можно привести историю с иранской базой для российских бомбардировщиков, откуда те должны были бомбить "сирийских террористов" (в число которых почему-то обычно попадали силы либеральной оппозиции). В августе прошлого года Иран разрешил проведение полетов Ту-22 со своей территории. Но в Москве по этому поводу подняли такой пропагандистский шум с рефреном "#Тегераннаш", что президент Ирана Рухани был вынужден вспомнить о законодательстве, которое запрещает размещение иностранных войск на иранской территории, и в течение трех суток выставить россиян за пределы страны.
Но все это выглядит мелким недоразумением на фоне последних событий в Тегеране, где, похоже, уже не делают вид, что в отношениях между странами все в порядке.
В частности, перед российским посольством в Тегеране начали периодически происходить демонстрации, в которых принимают участие разгневанные бородатые молодые мужчины. Которые кричат, что посольство - "шпионское гнездо". По словам журналистов норвежской Dagbladet, которые описывали эти демонстрации, все сильно напоминает 1979 год, когда студенты в иранской столице протестовали перед зданием тогдашнего американского "шпионского гнезда".
Иран – не США и не Германия. Просто взять и прийти к иностранному посольству с любыми политическими лозунгами, там, скажем мягко, непросто. А избежать после этого ареста и репрессий – еще сложнее. И тот факт, что участников демонстраций никто не задерживал, очевидно намекает на то, что они если и не организованы, то, как минимум, санкционированы действующими иранскими властями.
Что тоже не выглядит слишком странно. Причина заключается в том, что 19 мая в Иране пройдут президентские выборы. А Россия в последнее время взялась активно влиять на ход предвыборной гонки в Иране, поддерживая тамошнего консерватора и сторонника антизападного и антилиберального курса Ибрахима Раиси. Который, к слову, является конкурентом Хасана Роухани, действующего президента страны.
Две недели назад Владимир Путин направил Рустама Минниханова, президента республики Татарстан, в священный для мусульман-шиитов город Махшад в Иране. Где Минниханов, приехавший во главе большого каравана – пардон, делегации из более чем 60 человек, встретился не с президентом, а с Ибрахимом Раиси.
Это, вполне ожидаемо, не понравилось ни действующему президенту страны Хасану Роухани, ни даже фундаменталистам, голоса которых разделены между Раиси и третьим потенциально проходным кандидатом, Мохаммедом-Багером Галибафом, который является мэром Тегерана, и экс-командиром Революционной гвардии и иранской полиции. Похоже, именно поэтому участников протестов под российским посольством не трогали ни гвардейцы, ни полицейские.
И теперь вполне логичным выглядит следующий сценарий. Если выборы выиграет опять Роухани или Галибаф, их чувства к Путину будут более чем сдержаны по очевидным причинам. А если выиграет Раиси – то после выборов он попадет в классическую "ловушку Трампа". Пытаясь доказать, что он не является агентом влияния Кремля, Ибрахим Раиси будет вынужден вести очень осмотрительную политику в отношении Москвы – чтобы не натолкнуться на обвинения в предательстве интересов Ирана.
Потому что хоть в Иране нет, как в США, свободной прессы, независимых прокуроров или Конгресса, чтобы портить жизнь президентам с сомнительными пятнами на предвыборной кампании, там есть крайне влиятельное духовенство, которое однозначно не собирается превращать собственную страну на безальтернативный сателлит Кремля. И повлиять на президента религиозные лидеры Ирана могут не хуже американских сенаторов.