Почему переговоры в Астане не оправдали надежд Путина и Эрдогана
Категория: Политика
26 января 2017
Заключительный документ по результатам встречи, зачитанный главой МИД Казахстана, содержал главным образом радость по поводу того, что переговоры состоялись – и надежду на то, что в следующих раундах данных переговоров удастся достичь большего.
Справедливости ради следует заметить, что в переговорах в Астане и действительно принимали участие немало полевых командиров сирийской оппозиции – которые приехали туда в основном из-за давления Анкары, которая контролирует цепочки поставок многих оппозиционных отрядов. Собрались представители 14 повстанческих групп. Впрочем, и здесь не обошлось без подробностей – одно из крупнейших и достаточно радикальных группировок, "Архар аш-Шам", своих представителей в Астану так и не направило.
Скандал также вышел с Ираном, представители которого категорически возражали против присутствия представителей США на переговорах, чего, в свою очередь, требовала Турция. В результате приглашение американцам прислали в последний момент, и на переговорах присутствует только американский посол – да и то лишь в статусе наблюдателя.
Но даже хорошо проведенная подготовительная работа не способствовала значительным результатам встречи.
Постпред Сирии в ООН Башар Джаафари, который возглавлял делегацию официального Дамаска в Астане, заявил, что оппозиция вела себя провокационно.
Зато представитель повстанцев от "Армии ислама" Мохаммед Алуш обвинил партнеров по переговорам в систематическом нарушении перемирия.
Несмотря на закрытый характер переговоров, куда прессу не подпускали и на порог, уже после первого дня встречи в мир пошел гулять видеоролик, где человек, который удивительно похож на Мохаммада Алуша называет правительство президента Сирии Башара Асада террористическим, и призывает включить группы союзников сирийских войск, в том числе ливанскую "Хезболлу", в глобальный список террористических организаций.
При том как Алуш, так и его коллеги из других отрядов сходятся на том, что переговоры – это хорошо, но в случае, если они не увидят готовности официального Дамаска идти на зримые уступки и прекратить вооруженные провокации, то будут вынуждены продолжить вооруженную борьбу. Судя по финальной декларации по результатам встречи, ничего нового командирам повстанцев в Астане так и не сказали.
Почему так происходит? Почему и курируемые Западом переговоры в Женеве и российско-турецко-иранский импровиз в Астане завершились практически одинаково?
Ответ, похоже, прост. Потому что Сирия – это не только интересы Москвы и Анкары. Это еще и реальные повстанцы, которые сражаются за свое право жить так, как они считают надлежащим образом. Пусть и без особой надежды на победу. Это еще и курды со своим многочисленным и закаленным за годы войны ополчением, которые не собираются просто так взять и смириться с тем фактом, что Москва приняла решение отдать их на растерзание Анкаре. Это Асад, который зависим от Москвы, но которому Тегеран пообещал поддержку в восстановлении контроля над страной, которая некогда ему принадлежала. И который готов за эту перспективу убивать десятками и сотнями тысяч.
Это еще и сумасшедшие фанатики из "Исламского государства", бойцы "Фронта Аль-Нусра", и другие упыри, которые и собственных командиров-то не сильно слушают – а речи в Астане для них меньше, чем пустой звук. Возможно, с этими последними и действительно нет смысла о чем-то договариваться – но тогда следует достичь согласия и доброй воли всех остальных участников процесса для того, чтобы объединить силы и уничтожить Исламское государство раз и навсегда – так как это происходит сейчас в Мосуле.
И пока не будут учтены интересы всех сторон, задействованных в конфликте – или пока количество сторон конфликта не сократится естественным, скажем так, образом, мира, увы, не будет.