Почему Украина проиграет Польше в конкуренции за собственных граждан
Категория: Политика
12 декабря 2016
Новость о том, что украинцы, получив в Польше легальную работу и зарегистрировавшись в качестве плательщиков социальных взносов, спасают польский пенсионный фонд, могла бы порадовать. Тем более что динамика действительно впечатляет – за 9 месяцев этого года в Польше легализовались в качестве трудоустроенных, и начали платить налоги, более чем 70 тысяч украинцев. Доведя общее количество соотечественников, которые уже платят по крайней мере часть налогов в Польше, до 172 тысяч. Это, заметим, без всякой визовой либерализации, с перерывами в малом приграничном движении. И при том, конечно, что легализация далека от тотальной – количество желающих поработать, находясь на туристической визе, до сих пор немалое. Хотя и сокращается – благодаря усилиям польского правительства и работодателей.
Сокращается, потому что поляки, похоже, осознают, что такой ресурс, как "пришельцы с берегов Днепра", как они теперь толерантно называют украинских работников, вскоре могут оценить и другие европейские страны, которые имеют демографические проблемы. То есть практически полный перечень всех остальных членов ЕС.
Поэтому поляки пытаются "привязать" к себе украинцев легализацией, долговременными контрактами и выгодными условиями труда. Особенно в тех сферах, где украинцев нанимают не из-за желания сэкономить на зарплате – а из-за практического отсутствия польских работников, которые осуществили трудовую миграцию в более обеспеченные европейские страны. Что приводит к лавинообразному росту взаимовыгодных соглашений.
Хотя все это, конечно, взгляд с одной стороны. Потому что со стороны Украины все выглядит немного иначе.
Например, больше года назад министр социальной политики Павел Розенко заявил, что "у нас сейчас примерно 13 с половиной миллионов пенсионеров, 13 миллионов людей, которые легально работают и платят взносы в Пенсионный фонд". Ситуация с того времени вряд ли особо изменилась – разве что в сторону ухудшения. И демографическая динамика демонстрирует, что, по крайней мере в ближайшие 15 лет, подобный разрыв между работниками и пенсионерами будет нарастать. А Пенсионный фонд имеет реальные шансы превратиться в монстра, на дотации которому перестанет хватает госбюджета.
И в подобной ситуации украинская власть не слишком озабочена тем фактом, что даже имеющееся трудоспособное население практически необратимо покидает страну. Поскольку нелегальные работники, поработав несколько сезонов, скорее всего, поедут домой. А вот шансы на возвращение в Украину людей, которые имеют гарантированную работу, легальный статус и перспективы на польскую пенсию, представляются не слишком большими.
Конечно, можно предположить, что в Польшу отправляются в основном безработные, которых украинская экономика и так не может или не хочет использовать. В случае с нелегалами довольно часто так и есть. А вот среди "легальных" подавляющее большинство, похоже, составляют специалисты, которые, поняв, что дальнейшее выживание на среднестатистические украинские зарплаты адекватных людей не достойное, увольняются с работы и едут всерьез и надолго. Для того, чтобы понять масштабы катастрофы, достаточно прогуляться по среднестатистическому западноукраинскому городку, и посмотреть на количество объявлений – от "ищем уборщицу" или "ищем водителей" – и до "ищем шеф-повара" или "ищем главного технолога производства".
При том "вымывание" трудоспособного населения происходит не равномерно со всей страны – а концентрируется пока в основном в западных регионах. Но рост цен и коммунальных платежей – при условии устойчивого отсутствия роста зарплат – неизбежно сделают свое дело. Ибо возможность получать за свою работу в 3-5 раз большее вознаграждение – это соблазн, одинаковый для галичан, киевлян или одесситов. И из имеющегося 0.1 миллиона ежегодных потерь через несколько лет смело может выйти и половина миллиона.
Конечно, можно ударить по "искателях наживы" всей мощью украинского закона. Например, заставив их платить налоги не только в Польше, но и в Украине. Любители обложить посылочки из-за границы наверное, уже понемногу готовят какой-то такой законопроектик. Тем более, что в этом будет даже логика – дети гастарбайтеров и действительно пользуются преимуществами бесплатного образования (какое оно уже там ни есть), а их родители имеют право на то, что у нас называют бесплатной медициной.
Вот только решительно ничего хорошего из этой идеи не выйдет. Потому что если украинские фискальные службы не способны вывести из тени более трети своей собственной экономики – то как им удастся угнаться за ловкими ремесленниками? А если и удастся – то что помешает тем работникам, которые адекватно обустроились в Польше, взять к себе своих детей, и отдать пограничникам в момент последнего пересечения границы свой украинский паспорт?
А в целом, ситуация с трудовой миграцией украинцев – это результат своеобразной конкуренции. Только не между коммерческими компаниями за потребителя, или, например, между претендентами на какую-то должность, к чему все привыкли. Это результат свободной конкуренции между экономиками и государствами – квалифицированных и старательных рабочих. В этой конкуренции Украина не просто проигрывает. Власти страны, кажется, даже не заметили, что подобное соревнование началось. И проигрыш в ней означает угрозу для государственного суверенитета ни чуть не меньшую, чем российские танки на Крещатике.