Стоит ли Украине верить всем обещаниям из Брюсселя
фото: EPA
Так кратко можно охарактеризовать результаты сегодняшней встречи в Брюсселе, где стороны, по большому счету, не решили до конца ни одной весомой проблемы. Но, по крайней мере, адекватно о них поговорили.
Украина так и не получила четких сроков относительно даты принятия бесконечно отложенного безвиза. И, судя по резкому тону президента Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера, в его репликах относительно того, что в ситуации с безвизом "дальнейшие задержки недопустимы" – он не может радикально повлиять на ситуацию с принятием механизма о приостановлении безвиза, без которого дальнейший прогресс в этом вопросе невозможен. Политики, которые могут повлиять на ситуацию, обычно не ругаются.
Украина и ЕС подписали Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере энергетики. Который документально закрепляет стратегическую роль Украины как страны-транзитера газа в Европу. Но при том не содержит, похоже, никаких четких механизмов обеспечения этой нашей "стратегической позиции". В результате чего, а также в свете публичного решения России вытеснить Украину из газового транзита в 2019 году любой ценой, меморандум превращается в благое пожелание. Которое, возможно, сбудется – а может и нет.
Украина получила обещание, что в ЕС серьезно подумают о том, что же делать с ассоциацией – точнее, с решениями нидерландского референдума по отказу от нее. "Мы продолжаем работать над поиском решения вместе с голландским правительством, которое будет отвечать интересам Украины. И мы работаем над тем, чтобы остальным 27 странам не пришлось ратифицировать ее снова" – заявил президент Европейского совета Дональд Туск. Что прозвучало ожидаемо – потому что-то же они в своем ЕС должны делать с юридическими казусами – но как-то не слишком оптимистично.
Украина получила обещание, что санкции против России будут продолжены. "Я надеюсь, и это больше, чем надежда, что санкции будут продлены еще до саммита ЕС в декабре", - заявил Туск. Смотря на его лицо – и на его национальность, можно не сомневаться, что он сделает все возможное, чтобы эти надежды оправдались. И на момент, когда Меркель и Олланд остаются у руля своих государств, можно обоснованно предположить, что еще один раунд санкций ЕС таки осилит.
Еще Украина получила несколько комплиментов за темпы реформ. Хоть есть логические причины подозревать, что первопричиной этих комплиментов есть скорее чувство вины за не предоставленный безвиз, чем искреннее восхищение темпами борьбы с коррупцией, упрощение системы налогообложения или невиданный расцвет
В сумме получается немного. Но и не мало. А если абстрагироваться от подсчета "предательств и побед", можно увидеть одну простую вещь.
Украина научилась формулировать собственные интересы и преференции – по крайней мере, в разговорах с союзниками. И это несомненный позитив. Единственное, что осталось научиться – это эффективно лоббировать свои интересы, и добиваться выполнения своих пожеланий в те момент, когда этому способствует внешнеполитическая конъюнктура.
А также – не забывать той простой истины, что, ведя диалог с чиновниками ЕС, нередко можно нарваться на щедрые обещания со стороны людей, от которых выполнение этих обещаний зависит далеко не полностью. Хотя для нашего президента, который обещал безвиз в ноябре – при том что решение это от него совершенно не зависело, подобная мысль не должна быть новостью.