Энергетическая блокада Донбасса: Украина получила новый козырь в Минске
По одной из версий, цель российской агрессии в отношении Украины - любым способом заблокировать любой экономический рост строптивого соседа, который больше не желал быть российским вассалом. В этом контексте очень уместным для РФ было то, что наиболее пророссийский регион Украины держал в заложниках топливно-энергетический комплекс всего государства.
По состоянию на 2010-й год, энергетика Донецкого региона обеспечивала 1/7 всех потребностей Украины в электроэнергетике. В первую очередь это было возможно благодаря угольным шахтам и тепловым электростанциям, большинство которых в результате военной агрессии России летом 2014-го года оказались под ее контролем.
"Если начнет разваливаться энергетика Донбасса, может обесточиться половина Украины", – утверждали эксперты еще летом 2014-го года. И, что характерно, ситуация на тот момент действительно была критической – можно вспомнить веерные отключения электроэнергии по всей территории Украины и то, с какой надеждой ждали приход в украинские порты южно-африканского угля зимой на стыке 2014-2015-х годов.
Все это позволяло России иметь жирный козырь в рукаве во время всех переговоров и встреч относительно развития ситуации на Донбассе. В таких условиях украинское правительство из кожи лезло, чтобы уменьшить зависимость как от российского газа, так и от донецкого угля. И, стоит отметить, достигло в этом немалых успехов.
Так, в 2016-м году Украина впервые в своей новейшей истории избавилась от зависимости от российского газа. Ряд мероприятий, которые за последние несколько лет совершила украинская власть, по сути, уничтожили энергетическое оружие Москвы, которая использовала газ в этом качестве. Кремль уже не использует энергоресурсы как инструмент манипуляции украинскими политиками для того, чтобы они принимали нужные решения. Конечно, "Нафтогаз" все еще может покупать голубое топливо у "Газпрома", но уже не в тех объемах, чтобы говорить о какой-то зависимости.
Похожая ситуация происходит и с углем. Еще полгода назад существование так называемых "серых схем", по которым Украина вынуждена покупать уголь у самопровозглашенных террористических "республик" Донбасса, было жизненной необходимостью для нашего государства – иначе мог наступить энергетический коллапс. Однако, параллельно украинская власть искала и прорабатывала альтернативные источники поставок твердого топлива для ТЭС и достигла в этом таких успехов, что начиная с августа 2016-го года смогла полностью отказаться от угля с временно оккупированных территорий.
Но и это еще не все! Буквально 19 сентября этого года НЭК "Укрэнерго" запустила линию электропередач 750 кВ от Хмельницкой атомной электростанции до подстанции "Киевская". Таким образом Украина построила 130-километровый заход, который связал высоковольтную линию 750 кВ "Хмельницкая АЭС – Чернобыльская АЭС" с подстанцией "Киевская". Линию строили несколько лет и она является частью общего проекта по выдаче электроэнергии с Хмельницкой и Ровенской АЭС в центральную часть Украины (ранее, в декабре 2015-го года было запущено 500-км ЛЭП 750 кВ "Ровенская АЭС – подстанция "Киевская"). Вследствие этого Ровенская и Хмельницкая АЭС впервые с 2004-го года начали работать со 100% нагрузкой на все блоки, а электроэнергия из них пошла в восточном направлении, что позволит компенсировать утраченные на Донбассе мощности.
Вместе с тем стоит вспомнить, что во время боев летом 2014-го года были разрушены линии электропередачи, которые соединяли так называемые "ЛНР" и "ДНР" с единой энергосистемой Украины и оставили самопровозглашенные бандформирования на самообеспечении. Конечно, учитывая характер разрушений инфраструктуры Донбасса, ни о какой самостоятельности речи идти не могло, поэтому спасать данные территории от энергетического коллапса вынуждена была Россия, путем практически бесплатной поставки электроэнергии по существующим ЛЭП. Оно и логично – сама заварила эту кашу, сама и разгребает.
Однако, давайте вспомним, что оно такое – эта самая Россия. Это страна, которая идеально годится для того, чтобы вмешиваться во внутренние дела суверенных государств, нарушать подписанные собой же международные соглашения, поддерживать одни и сбрасывать другие режимы, разрушая или просто воруя при этом инфраструктуру "братских" народов. Но она совершенно не годится для того, чтобы наводить порядок и спокойствие на "освобожденных от американского гнета" территориях. Примеров более чем достаточно: Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия, Крым...
Проще говоря, в планы России входило возмутить самый мощный в энергетическом плане регион Украины, частично или полностью разрушить его и поставить там на руководящие должности своих марионеток. Но в ее планы отнюдь не входило удерживать образованные при ее содействии и под ее контролем так называемые "республики". А тут еще и Запад совсем обнаглел – повводил целый ряд санкций, подорвав тем самым и без того не самую надежную в мире российскую экономику.
Учитывая все это, Россия каждую совместную встречу пытается использовать для "обсуждения вопросов энергоснабжения Донбасса", что в переводе на простой язык означает: "сбросить с себя бремя энергетического содержания так называемых "ЛНР" и "ДНР", частично или полностью переложив его на Украину".
Вот и сегодня, 21 сентября, в Минске должна состояться встреча министров энергетики Украины и РФ для обсуждения вопросов энергоснабжения Донбасса. По крайней мере, об этом ранее сообщил второй президент Украины Леонид Кучма: "Мы эти проблемы каждый раз обсуждаем, на каждой встрече. Предполагается, что 21 числа (сентября) должен приехать наш министр и министр российский, и в отношении больших проблем поговорить. Ситуация на Донбассе сложная, инфраструктура разрушена и для ее восстановления необходимо вкладывать инвестиции. Должны обсудить, но удастся ли прийти к согласию – неизвестно".
Однако, как видим, ситуация в украинской энергетике уже не такая безнадежная, какой была год-два назад. Более того, сейчас все козыри в руках именно у нашего государства и, при большом желании и политической воле, оно может реализовать даже наиболее радикальный сценарий – полную энергетическую блокаду временно оккупированных территорий, без критических, политических и экономических последствий для себя. Ведь, согласно Женевским конвенциям, "ответственность за то, что происходит на оккупированной территории несет сторона, которая эту территорию оккупировала (независимо от того, что оккупация не признается легитимной)".
Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что теперь на переговорах по данному вопросу Украина будет играть, используя спортивную терминологию, первым номером. Более того грамотно распорядившись полученным преимуществом, наше государство может не только закрепить собственную энергетическую независимость, но и существенно повлиять на развитие военных действий на Донбассе, ускорив свою победу.