Катастрофа Ил-62 под Москвой (1982)
Рейс № 411 выполнял экипаж Центрального управления международных воздушных сообщений (ЦУ МВС). Взлёт был произведён ночью, в простых метеоусловиях. В общей сложности данный полёт продолжался всего 2 минуты 35 секунд. Уже на восьмой секунде после отрыва и уборки шасси на пульте бортинженера сработала сигнализация пожара в двигателе № 1. Действуя согласно Руководству по лётной эксплуатации (РЛЭ), экипаж доложил о пожаре, выключил двигатель и применил три очереди системы пожаротушения. Через полминуты ситуация усугубилась срабатыванием сигнализации о пожаре в двигателе № 2, соседнем с первым. После некоторых раздумий капитан дал распоряжение выключить и этот двигатель. Не располагая запасом высоты для манёвра на оставшихся двух двигателях и не имея возможности выработать топливо, количество которого было рассчитано на перелёт к африканскому континенту, экипаж принял непростое решение развернуться с креном и скольжением в сторону работающих двигателей (вправо) и заходить на посадку курсом, обратным посадочному.
К моменту выключения второго двигателя скорость самолёта составляла 320 км/ч, высота полёта — около 160 м, закрылки находились во взлётном положении (30°).
Некоторое время экипаж в условиях недостатка тяги оставшихся двигателей и недостатка времени для перевода самолёта в посадочную конфигурацию боролся за сохранение высоты полёта, однако продолжающаяся потеря скорости привела к увеличению углов атаки и скольжения и последующему сваливанию самолёта. С вертикальной скоростью 25 м/с и углом тангажа 20° самолёт упал в лес между посёлком Менделеево и деревней Клушино Солнечногорского района на удалении 11,4 км от аэропорта вылета, разрушился и сгорел.
В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа
Причиной срабатывания аварийной пожарной сигнализации явилось попадание горячего воздуха из лопнувшего из-за конструктивного недостатка патрубка системы кондиционирования на датчики температуры обоих двигателей. На самом деле все четыре двигателя самолёта были полностью работоспособными.
Предусмотренное РЛЭ требование немедленного выключения двигателей при пожаре вызвано угрозой разрушения их вращающихся деталей с последующим повреждением гидравлических систем управления воздушным судном. Действия экипажа в данной ситуации соответствовали РЛЭ и были признаны правильными. Ситуация и порядок действий по пилотированию самолёта Ил-62М с двумя отказавшими двигателями на взлёте руководством по лётной эксплуатации на момент катастрофы предусмотрены не были.
Разброс обломков составил 180х45 м. На борту находилось 75 взрослых пассажиров и 5 детей (46 граждан СССР, 21 - Сьерра-Леоне, 5 - ФРГ, по 2 - Австрия и Сенегал и по одному Ирландии, Индии, Польши и о-вов Зел. Мыса). Выжившая пассажирка, гражданка Сьерра-Леоне, студентка Киевского респ. базового медучилища, скончалась в реанимации НИИ Скорой помощи им Н.В.Склифосовского 8 июля в 20:00 от серьезных травм и ожогов 60% тела.Первыми на месте катастрофы оказались жители посёлка Менделеево. Информация о катастрофе в соответствии с действовавшими в то время в СССР правилами была засекречена.
Место катастрофы известно среди жителей посёлка как «Самолётная поляна». На поляне, имеющей треугольную форму, находятся памятные знаки экипажу самолёта и его пассажирам, в том числе одесским морякам, летевшим в Африку, чтобы сменить экипаж находившегося там судна.