Посадка на Неву (1 фото)
1 октября 2015
Спустя некоторое время после взлёта члены экипажа обнаружили, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту Таллина была невозможна из-за тумана, и диспетчеры приняли решение не направлять самолёт в Москву, а посадить на ближайшем аэродроме «Пулково» в Ленинграде (тогда он назывался «Шоссейная»).
Когда лайнер оказался около Ленинграда, то начал облетать город на высоте 500 метров, вырабатывая топливо для того, чтобы уменьшить вероятность и силу возможного пожара и взрыва при посадке. В это же время экипаж пытался полностью выпустить шасси.
На восьмом круге в 21 км от аэропорта, когда согласно показаниям топливомера топлива оставалось около 750 литров (достаточное количество, чтобы долететь до «Пулково»), остановился и заглох левый двигатель.
Экипажу было дано разрешение на сквозной пролёт через город. Однако через короткое время заглох и второй двигатель. Лайнер начал планировать с полукилометровой высоты над центром города.
Командир самолёта получил приказ лететь в сторону Финского залива. Приказ был игнорирован - опытный пилот понимал, что дотянуть до залива нереально и вероятность грохнуться на жилые кварталы центра города - огромная. Экипажу ничего не оставалось, как попытаться совершить посадку на поверхность Невы.
Лётчик, коренной ленинградец, знал в каком месте Невы самая прямая и широкая протока.
Сделав разворот, уже падающий самолёт, пролетел над крышами домов по Малоохтинскому проспекту. Потом проскочил в нескольких метрах над строившимся тогда мостом Александра Невского. Повезло, что на мосту ещё не были установлены фонарные столбы и потому только лишь одного строителя смахнуло ветром в воду. И дальше лайнер мягко шлёпнулся на воду перед Финляндским железнодорожным мостом.
Ширина реки в этом месте около 400 метров. Проходивший в тот момент паровой буксир оттянул самолёт к правому берегу Невы. Пассажиры были эвакуированы и отправлены в Таллин.
Позднее специальный пароход с водосливом стал откачивать воду из самолёта. Однако вода из пробоин прибывала быстрее, и, как результат, к утру Ту-124 затонул. На другой день под самолёт подвели понтоны и буксиром оттащили на территорию нынешнего комплекса «Ленэкспо».
Странно, но лётчика Виктора Мостового наказали и уволили. Но после того, как многие иностранные авиакомпании стали его звать к себе на работу, было решено восстановить героя в должности и наградить.