Подборка потрясающих эпизодов, снятых без применения спецэффектов (26 фото + 4 видео)
В нашем современном мире сложно представить себе качественный фильм без применения спецэффектов. Однако, если порыться в видеотеке, можно найти фильмы, режиссеры которых пошли на безумие, для того, чтобы получить фантастический кадр без применения компьютерной графики. Смотрим в продолжение историю и моменты самых нереальных эпизодов.
1. «Темный рыцарь: Возрождение легенды» – упавший самолёт
Самое начало фильма: Бэйн и его банда захватывают самолёт ЦРУ, спрыгнув на него из другого самолёта. Добираются до своей цели, а затем буквально разбирают захваченное воздушное судно на куски прямо в воздухе и, в конце концов, сбрасывают изуродованный фюзеляж вниз:
Никому не пришло бы в голову снимать нечто подобное до появления спецэффектов.
Так ведь?
Однако, несмотря на то, что Голливуд сильно продвинулся по части спецэффектов, на съёмках эпизода с самолётом Кристофер Нолан решил к ним не прибегать. Почти всё, что вы видели – настоящее.
Кадры внутри самолёта, там где видны лица актёров (о безопасности которых Нолану всё-таки приходилось заботиться) снимались на земле, где был установлен раскачивающийся фюзеляж. С каскадёрами Нолан особенно не церемонился, заставив их сниматься в настоящем куске фюзеляжа, свисающем с вертолёта над сельской местностью где-то в Шотландии.
Даже когда пришлось-таки прибегать к чему-то ненастоящему, Нолан предпочёл оторвать крылья уменьшенной модели самолёта, только чтобы обойтись без компьютерных эффектов. Но если вы думаете, что обломки упавшего самолёта тоже были смоделированы – то глубоко заблуждаетесь.
Съёмочная группа нашла максимально удалённое от людей место и действительно сбросила солидный кусок самолёта вниз.
Съёмки всего эпизода были расписаны на девять дней. Нолан, пожертвовав самолётом, снял его за два.
2. «007. Координаты: „Скайфолл“» — схватка на крыше поезда
Создатели фильмов о Джеймсе Бонде стараются не прибегать к помощи компьютерных эффектов, за исключением эпизодов, где фигурируют не существующие в реальном мире явления – невидимые автомобили, например.
Помните сцену, в которой поезд пробивает стену?
Она снималась по старинке, то есть на площадке всё примерно так и выглядело.
Подвесили поезд и пробили им стену – на что не пойдёшь ради пущего реализма.
Что касается поединка на крыше поезда, то после съёмок к ним был подмонтирован только самый финал – падение Бонда.
Дэниел Крэйг и его партнёр, игравший плохого парня, действительно мутузили друг друга на крыше движущегося состава – со страховкой, но всё таки…
На последнем снимке можно разглядеть трос, страхующий «злодея». И та сцена, где Крейг прыгает внутрь поезда и с невозмутимым видом продолжает преследовать противника, тоже снят «вживую».
3. «Трон» – снят в чёрно-белом варианте, а затем раскрашен вручную «Трон» вошёл в историю кинематографа как первый фильм, основные персонажи которого почти полностью были нарисованы на компьютере. Несмотря на это, многое в фильме всё же сделано вручную – например, светящиеся голубым светом костюмы.
Чтобы добиться нужного эффекта, киношники воспользовались технологией, изобретённой ещё… в 1930-х годах. Все эпизоды, происходящие внутри компьютера, были сняты чёрно-белыми, а потом раскрашены – кадр за кадром. Процесс этот был невероятно долгим и нудным, поскольку сначала каждый кадр приходилось увеличивать, и только потом разрисовывать.
Мало того, каждое изображение «разбиралось» на составляющие – лица, костюмы и то, что было наполнено «неоновыми венами».
Всё это обрабатывалось отдельно и затем опять сводилось воедино.
В фильме 75 минут, по 24 кадра в секунду. Простой математический расчёт даёт нам 108 тысяч отдельных изображений, каждое из которых состоит из 6-30 частей. Обработка двух минут экранного времени отняла у голливудских специалистов около двух месяцев – а впереди оставалось ещё целых 73 минуты. После недолгих раздумий решено было сбагрить оставшуюся часть работы в Тайвань, где она и была благополучно закончена.
4. Фильмы о Человеке-пауке – полёт на паутине и паучьи рефлексы
Создатели «Нового Человека-паука» хотели сделать его совсем не таким, как прежние фильмы с Тоби Магуайром.
Ну, или, по крайней мере, чтобы отличий было как можно больше.
Поэтому там, где у режиссёра Сэма Рэйми сплошные компьютерные эффекты, Марк Уэбб использовал настоящего бесстрашного каскадёра, раскачивающегося на длиннющем тросе не толще шнурка от ботинок.
К телу каскадёра (а иногда и самого исполнителя главной роли Эндрю Гарфилда) крепили конец 20-метрового троса, соединённого с лебёдкой, которая, в свою очередь, двигалась по специальному рельсу. Когда каскадёр, раскачиваясь, достигал нижней точки амплитуды, лебёдка начинала движение по рельсу, и создавалось впечатление свободного полёта.
Вот как это выглядело со стороны:
Так что в той сцене, где Питер Паркер кричит, раскачиваясь на цепях, Эндрю Гарфилду скорее всего, и играть ничего не пришлось:
В первой части, как мы уже говорили, спецэффектов было куда больше. Однако и там найдутся «живые трюки».
Помните сцену, в которой Тоби Магуайр ловит обед Мэри Джейн? Там обошлось без компьютера.
Поднос намазали какой-то липкой субстанцией, чтобы посуда, опустившись на него, никуда уже не делась, а потом снимали дубль за дублем, пока Магуайр не сделал всё так, как было задумано… со 156 попытки.
5. «Матрица: Перезагрузка» – сокрушительный прыжок на автостраде
Помните эпизод, когда человек в костюме прыгает откуда-то сверху на проезжающий по автостраде автомобиль – да с такой силой, что капот оказывается смят в лепёшку а машина делает головокружительный кувырок?
Так вот – почти всё в этих кадрах настоящее – включая вмятину от несуществующего прыжка.
Этот эффект был создан благодаря специальной «накладке» на капот, которая «проседала» прямо во время движения автомобиля.
Другими словами для этой сцены изобрели уникальный механизм, который создавал иллюзию, что на машину внезапно сел невидимый бегемот.
6. «Парк Юрского периода» – монстры, не все монстры были нарисованы компьютером
Известно, что монстры «Парка Юрского периода» созданы при помощи комбинации компьютерной графики и роботов, но об одном важном моменте создатели этого фильма обычно умалчивают – мы имеем в виду людей в резиновых костюмах динозавров.
Стивен Спилберг поручил легендарному мастеру по части спецэффектов Стэнли Уинстону придумать несколько «живых» трюков – потому что одно дело сказать актёру-ребёнку: «Представь, что за тобой гонится динозавр», а другое дело, когда он видит, как по кухне расхаживает почти настоящая доисторическая тварь.
В результате Уинстон разработал модель самого реалистичного в истории костюма динозавра, в который помещался человек.
Вот одна из первых моделей:
В фильме это выглядело очень убедительно:
В следующей части этот же трюк повторили в сценах с велоцираптором,
что отчётливо видно на этих снимках:
И с головой летающего птеранодона в третьей части:
Конечно, далеко не всегда можно обойтись без компьютерной графики, иногда она очень даже кстати.
Но всё же кадры, мастерски снятые «вживую» обладают особой силой и притягательностью, которых компьютером достичь практически невозможно.