15 февраля 1989. Из Афганистана полностью выведены советские войска. (39 фото)
1.Первые дни ввода войск: разведбатальон 5-й мсд идет по трассе от Кушки через перевал Мир-Али на юг. Первое время бронетехника разведподразделений была представлена БТР-БОПБ, БРДМ-2 и БМП-1. Афганская кампания только начинается, но придорожный указатель уже изрешечен пулями.
2.Дворец Тадж-Бек в Кабуле служил резиденцией афганского правительства (вид с тыльной стороны). После ввода советских войск в нем разместился штаб 40А, здесь же находилось управление разведки.
3.На подъезде к Герату. Отличного качества бетонка, уложенная еще американцами, подковой опоясывала страну, связывая крупные города. Трасса облегчила продвижение армейских колонн и позволила быстро взять под контроль административные центры, мосты, перевалы и другие ключевые объекты
4.Разведрота 177-го мсп на дороге в Багланском ущелье. В первый же год войны для снабжения войск был проложен трубопровод, две десятисантиметровых "нитки" которого тянулись вдоль кабульской трассы к Баграму. По ним перекачивалось дизельное топливо и авиационный керосин.
5.Разведчики 345-ro опдп движутся на операцию в "зеленке" Баграма. Отличительной чертой их машин была четырехлучевая звезда в белом круге. На броню в поход навьючено все необходимое — запчасти, дополнительный боекомплект, спальные мешки, одеяла, инструменты и канистры с водой.
6.Марш разведроты 177-го мсп на дороге у Ташкургана в провинции Саманган. Подвижные бронегруппы, в которых под единым командованием были собраны бойцы и бронетехника, а при необходимости и артиллерия, не были предусмотрены боевыми уставами, но оказались в боевых действиях эффективным средством, сочетавшим oгневую мощь, подвижность и защиту.
7.Кочевники-белуджи, населявшие южные провинции, в большинстве были настроены дружественно, но все же имели воинственную репутацию и никогда не расставались с оружием. Жители пустыни соглашались выступать проводниками и помощниками, а лучшей платой за услугу было то же оружие, к которому белуджи относились с почтением и любовью.
8.Необходимое в разведподразделениях специальное оружие включало ножи разведчика НР-2 и "стреляющие" НРС с парой патронов в рукоятке, ночные и оптические прицелы для АК-74Н, имевших прилив на ствольной коробке для их крепления, насадки-глушители на автоматы и пис толеты. Использовались бесшумные пистолеты ПБ и автоматические 20-зарядные АПБ (на фото), со скорострельностью до 700 выстрелов в минуту и прицельной дальностью в 2000 м. На ствол АКМ крепилось приспособление бесшумной стрельбы ПБС.
9.Подствольные гранатометы ГП-25 "Костер" появились в 40-й Армии в 1985 году. Противопехотные гранаты стали постоянно имеющейся под рукой "артиллерией". Количество ГП-25 оставалось oграниченным, и в разведподразделениях они доставались наиболее подготовленным и опытным бойцам, обычно по два на взвод.
10.Для переноски гранатометных выстрелов ВОГ-25 служили специальные пояса и подсумки с карманами, но в них не умещались ВОГ-25П с гранатами-"лягушками", подпрыгивающими на месте и осыпающими цель осколками сверху, и их приходилось рассовывать по карманам и "лифчикам".
11.Самозарядная снайперская винтовка Драгунова СВД с прицелом ПСО-1. Благодаря хорошей баллистике и мощному патрону, отличавшемуся от обычного более качественной "штучной" выделкой, винтовка имела большую прицельную дальность, что пригодилось в горно-пустынной местности. На дистанции в километр опытный стрелок укладывал пули в 30-сантиметровый круг.
12.Наряду с автоматами Калашникова, ПК были наиболее распространенным оружием. В боевых выходах доля пулеметов в разведподразделениях возрастала — необходимость усиления огневых возможностей заставляла брать по 2-3 ПК на взвод или иметь пулеметчика в каждой "тройке" и "четверке".
13.Пулеметы ПК и ПКМ отличались дульными насадками, ложей из дерева или пластика и возможностью крепления ночного прицела НСПУ. В лентах обычно чередовались патроны с бронебойно-зажигательными пулями и пулями со стальным сердечником, позволявшие поражать различные цели, не меняя ленты. Станки к ПК практически никогда не использовались из-за их веса и неудобства при переноске.
14.Стрельба из "Утеса" велась с использованием станка-треноги. На пулемете мог устанавливаться оптический снайперский прицел СПП с подсветкой шкалы, обеспечивавший дальность стрельбы до 2000 м или ночной прицел ППН-4. Стрельбу обычно вели короткими прицельными очередями по 4-6 выстрелов или заградительным огнем по 10-15 выстрелов.
15.НСВС-12,7 "Утес" со снайперским пулеметным прицелом СПП. Опорой станка служат ящики из-под боеприпасов, загруженные камнями.
16.В лентах на 50 патронов использовались бронебойно-зажигательные пули типа Б-32 и бронебойно-зажигательные трассирующие БЗТ-44, набиравшиеся в соотношении Зх1.
17.Массивные 50-граммовые пули надежно поражали машины в караванах, были способны подавить огневые точки и сохраняли убойную силу в зарослях "зеленки".
18.В горах минометы служили единственным видом артиллерии. Наибольшее распространение с зимы 1981 года получили 82-мм минометы 2Б14 "Поднос", в немалой мере благодаря их умеренному весу.
19.Непременным атрибутом военной моды стали разгрузочные жилеты -"лифчики" со множеством карманов. Снабжение отечественными жилетами началось лишь к концу войны, из-за чего необходимые жилеты, ранцы и подсумки приходилось кроить самим бойцам или добывать среди трофеев. Наибольшее распространение имели "лифчики" китайского, пакистанского и арабского производства, обычно с карманами на три автоматных магазина, несколько гранат и перевязочный пакет.
20.Вертолетчики Газни с командиром разведгруппы (с трофейной винтовкой), на бедре которого видна объемистая пластмассовая кобура АКС-74У. Разработанный для летного состава жилет носимого аварийного запаса HAЗ-И, скроенный из плотной синтетической ткани оливкового цвета, служил для размещения радиостанции"Комар", пистолета ПМ, обойм к нему, пары автоматных магазинов, сигнальных патронов и перевязочного пакета. Жилет заслужил признание не только в авиации, но требованиям к "боевому" он все же не удовлетворял, в первую очередь из-за малого носимого боезапаса, будучи ориентированным на нужды летчика в расчете на скорую эвакуацию.
21.Выносной пост № 9 на скале — один из 102 в оборонительном поясе Кабула. С них велось непрерывное слежение за обстановкой в столичной режимной зоне. Для постов выбирались господствующие над местностью высоты, с которых открывался хороший обзор, однако гарнизону приходилось неделями нести службу в полной изоляции от своих на неприступных скалах.
22.На сторожевых заставах и мостах к концу первого года войны несли службу 20200 солдат и офицеров. Их задачей было наблюдение и контроль за местностью, оборона и охрана режимных зон вокруг городов, гарнизонов и магистралей. На фото - застава у входа в Панджерскую долину.
На вершину скалы вынесен наблюдательный пост, у подножия оборудованы укрытия для техники, казарма и склад снабжения окрестных постов.
23.В зону охранения каждой заставы и поста входили от километра до 15-20 км дороги. Обочины на иных участках были сплошь завалены ломом горелого металла — остовами грузовиков, смятыми бочками "наливников" и развороченными корпусами бронемашин. Труднее всего было уберечь трубопровод,"нитки" которого то и дело подрывались, расстреливались и просто развинчивались охочим до дармового топлива местным населением. Выгоднее оказывалось платить за его сохранность окрестным жителям и время от времени устраивать раздачу горючего.
24.Смены на заставах продолжались по 6 месяцев. Однообразную нелегкую жизнь, изматывавшую суровыми условиями, бытом и питанием, нередкими болезнями и постоянной нехваткой воды, скрашивали "товарищи по оружию", соседство которых улучшало психологический климат в гарнизоне. Чаще всего "на службу" брали собак, встречались мартышки и даже прирученные горные орлы, служившие предметом законной гордости перед соседями.
25.Единственным средством снабжения и связи с высокогорными постами и удаленными заставами служили вертолеты, доставлявшие смену, продовольствие, боеприпасы и все необходимое, вывозя больных, раненых и пострадавших от жары "солнечников". Отношение к "вертушкам" было особым - летчики привозили почту, забирали отпускников и всегда были готовы поделиться и куревом, и патронами.
26.Пулеметчик с ПК на заставе. Вокруг разбросаны ранцы десантников РД-54 прибывшей смены, одеяла и спальные мешки, рядом лежат подготовленные к стрельбе снаряды к гаубице Д-ЗО.
27.Крупнокалиберный пулемет НОВО-12,7 позволял существенно расширить зону контроля вокруг поста и держать под прицелом окрестности вокружности до 1500 м.
28.14,5-мм крупнокалиберный пулемет ПКП на станинах транспортировочного лафета. Огонь из мощного ПКП вели короткими очередями по нескольку патронов. Их попадания хватало для поражения цели, а длинная очередь "уводила" оружие и вела к быстрому износу ствола, который полностью "расстреливался" сотней выстрелов без перерыва.
29.ЗУ-23 имела хороший синхронизированный прицел ЗАП 23 и коллиматор КВ-Л, а вращающаяся установка давала возможность быстро перебрасывать огонь из сектора в сектор. Использование "зушек" ограничивалось только солидной массой и габаритами, не всегда подходящими для небольших постов. Эту Зу-23 удалось затащить на высоту в северном секторе столичного оборонительного пояса, разобрав ее и подняв на гору по частям.
30.Замполит Асадабадского разведподразделения Константин Оборин. На офицере — "разгрузка"
нетрадиционного покроя под увеличенный боезапас.
31.Офицер афганского спецназа — отдельного батальона МГБ в экипировке, сочетающей советский маскировочный костюм КЗС, пакистанскую теплую куртку с капюшоном, патронташи под пулеметные патроны к ПК и обязательные для мусульманина четки.
32.Легкий бронежилет типа БЖ-85Т (662). Защитные титановые пластины крепились на прочном пакете высокомодульного синтетического материала СВМ, гасившем энергию удара пули. Жилет состоял из передней и задней половин, связывавшихся по бокам тесемками. Наплечники и подголовник, стеснявшие движения, надевали редко. Передняя часть БЖ-85 обеспечивала более надежную фронтальную защиту и была способна остановить пулю, задняя защищала только от осколков.
33.Проверка оружия перед выходом. Каждый имел свой автомат или пулемет, пристрелянный и самостоятельно подогнанный для ношения и стрельбы. Несмотря на штатное расписание, разведчики пользовались известной самостоятельностью в выборе оружия и возможностями подобрать себе подходящее. Многие предпочитали АКМ за возможность пополнять боезапас трофейными патронами.
34.Кроме собственного груза, на бойцов взвода распределялось тяжелое вооружение, его принадлежности и боеприпасы. На взвод брали с собой один-два "Утеса", реактивные огнеметы "Шмель" и два-три АГС-17. "Утесы" и "Пламя" разбирались, чтобы их узлы можно было нести на себе, в рюкзаки укладывались пулеметные и гранатометные ленты и мины. К 30-40 кг своего имущества прибавлялись пулеметные ленты к ПК и 40-50 крупнокалиберных патронов весом в десяток килограммов, пудовые станки, выстрелы к РПГ и АГС.
35.Высадка отряда разведки.
36.Боевой вертолет ведет стрельбу по наземным целям.
37.Дневка разведгруппы с БМП-2Д в лощине у подножия горы. Отстаиваясь днем в тени, группа скрывалась от солнечного зноя, одновременно избегая обнаружения противником.
38.Горная экипировка в 40А оставалась в дефиците, что особенно ощущалось в отношении обуви, необходимой в многодневных пеших выходах. К числу новинок относилась обувь на прочной полиуретановой подошве и ботинки с высокими берцами, сменившие юфтевые ботинки, жесткие и громоздкие. Большой популярностью пользовались обычные отечественные спортивные кеды и кроссовки.