Грандиозный скандал и почти гениальная афера с португальскими банкнотами 1925 года (6 фото)
На протяжении всей истории человечества находились люди, которые стремились обмануть других, производя поддельные версии ценных товаров. Пожалуй, одним из самых вредных в числе таковых являются фальшивые деньги.
Фальшивая валюта подрывает основы доверия и стабильности, которые лежат в основе здоровой экономики, заставляя людей сомневаться в подлинности валюты, которой они владеют, а также вызывая инфляцию и потерю покупательной способности, равно как и утрату доверия к финансовому институту страны в мировой экономике.
Алвеш душ Рейш
Одним из самых известных фальшивомонетчиков XX века был португальский преступник Алвеш душ Рейш, который практически разрушил португальскую экономику, используя лазейки и неэффективную практику в финансовой системе своей страны. В отличие от других преступников, гениальность Алвеша заключалась в том, что он не подделывал португальскую валюту сам. Вместо этого его сети удалось обмануть британскую компанию по производству банкнот, заставив их поверить, что они работают от имени португальского правительства. И таким образом обманом заставить их печатать для него деньги.
Рейш придумал свою гениальную схему, находясь в тюрьме и отбывая срок за растрату. В то время Германия переживала одну из самых сильных инфляций в истории, и поток государственных банкнот заставил Рейша изучить работу португальского учреждения, выпускающего банкноты, - Банка Португалии. Мужчина узнал, что с 1891 года Португалия не придерживается золотого стандарта, что позволяет банку выпускать банкноты, значительно превышающие его уставный капитал. Рейш также узнал, что Банк Португалии иногда печатал банкноты тайно, не регистрируя такие операции в бухгалтерских книгах и не сообщая правительству об увеличении количества циркулирующих банкнот. Кроме того, Рейш обнаружил, что в Банке не было механизма, предотвращающего выпуск дубликатов банкнот. Рейш подсчитал, что сможет влить в португальскую экономику 300 миллионов эскудо (эквивалент одного миллиона британских фунтов по курсу 1925 года), не нарушив при этом центральный банковский механизм государства.
Поддельная банкнота в 500 эскудо (верхняя) и подлинная банкнота (нижняя) Банка Португалии. Обе имеют одинаковый серийный номер 1K 02201, 1922. Выставлены в Британском музее в Лондоне.
Выйдя из тюрьмы в августе 1924 года, Рейш быстро приступил к реализации плана.
Сначала он вошёл в доверие к другому мелкому мошеннику, Жозе Бандейре, старший брат которого был португальским министром в Гааге. Через Жозе связался ещё с двумя сообщниками: Карелом Марангом, голландским торговцем, и Адольфом Хеннисом, немецким торговцем. И Маранг, и Хеннис имели сомнительное прошлое и не возражали против участия в подобных сомнительных предприятиях.
Рейш отправил Карела Маранга в Лондон для встречи с сэром Уильямом Уотерлоу, управляющим директором компании Waterlow and Sons Limited, британской типографии, печатавшей португальскую валюту для Банка Португалии. Маранг представился уполномоченным агентом Банка Португалии с мандатом на ведение переговоров о масштабной операции по финансированию в экономически слабой португальской африканской колонии Анголе. Он объяснил, что по политическим причинам контракт требует максимальной конфиденциальности, и он должен быть единственным посредником между типографией и Банком. Сэр Уотерлоу, что вполне естественно, настоял на том, чтобы у него было письмо с разрешением от управляющего Банком Португалии. Однако он допустил ошибку, не связавшись с банком напрямую, а попросив заговорщиков предоставить документы. Маранг с радостью согласился и представил фальшивые документы.
Одна из поддельных купюр
Хотя Маранг подчеркнул секретность всей сделки, сэр Уотерлоу сообщил об этом своему представителю в Лиссабоне Генри Ромеру. Когда Ромеру стало известно о необычной сделке, он направил сэру Уотерлоу неоднократные предупреждения о незаконности этого дела, подчеркнув, что только Национальный банк имеет право выпускать банкноты в Анголе. Но сэр Уотерлоу оставался глух к ним.
В начале 1925 года компания Waterlow and Sons Limited отпечатала 200 000 банкнот номиналом 500 португальских эскудо с изображением Васко да Гамы общим номиналом 100 миллионов эскудо и передала их Рейшу.
Следующим шагом было введение этих банкнот в оборот. Рейш нанял людей для открытия банковских вкладов в загородных и пригородных отделениях крупных банков с банкнотами Васко да Гамы и последующего снятия денег в подлинных банкнотах в главном офисе этих банков.
Толпы людей устремляются к зданию Банка Португалии в Лиссабоне, чтобы обменять фальшивые банкноты (8 декабря 1925 г.)
На отмытые деньги Рейш и его товарищи-мошенники начали вкладывать огромные средства в недвижимость и бизнес, создавая временный бум в португальской экономике. Рейш купил Дворец золотого мальчика (Palácio do Menino de Ouro, ныне здание Британского совета в Лиссабоне), три фермы, парк такси и потратил огромное количество денег на драгоценности и дорогую одежду для своей жены. Жозе Бандейра покупал розничные магазины и вкладывал деньги во всевозможные предприятия; он пытался приобрести газету Diário de Notícias, правда, безуспешно. Рейш также открыл новый банк.
Последним этапом плана Рейша было получение контроля над Банком Португалии, что позволило бы ему замять всё дело. Для этого он начал скупать акции Банка Португалии, намереваясь получить контрольный пакет. К концу 1925 года Рейш приобрел 10 000 из 45 000 акций, необходимых для получения контрольного пакета.
Уникальный успех нового банка Рейша и его собственный рост благосостояния привлекли внимание португальской газеты O Sêculo, которая подняла вопросы о том, как процветает именно этот новый банк и как возможно, что он выдаёт кредиты под низкие проценты.
4 декабря 1925 года кассир одного из обменников в Порту, который сам участвовал в отмывании денег для Рейша, заподозрил неладное и отнёс одну из банкнот местному управляющему Банка Португалии, подозревая, что банкноты могут быть поддельными. Сотрудники банка осмотрели банкноты, но не смогли найти никаких отличий от настоящих. После утомительного и безуспешного расследования они, наконец, заметили, что банкноты имеют дублирующиеся серийные номера, и схема Рейша рухнула.
Он был арестован, осуждён и приговорён к 20 годам тюрьмы. Вышел на свободу, отсидев пятнадцать лет, и умер от сердечного приступа в 1955 году.
Бандейра получил срок в 15 лет, отсидел его, а выйдя на свободу, занялся бизнесом – сетью ночных клубов. Он умер в 1960 году в Лиссабоне, будучи уважаемым человеком со скромным достатком.
Маранга судили в Нидерландах и приговорили к 11 месяцам. Но поскольку он уже отсидел это время в тюрьме в ожидании суда, его сразу же освободили. Позже он приобрёл небольшую электротехническую компанию во Франции, став в итоге уважаемым промышленником, семьянином и гражданином Франции.
Хеннис бежал в Германию, где потерял большую часть своего состояния из-за неудачных инвестиций. Он умер в нищете в 1936 году.
Банк Португалии подал в суд на компанию Waterlow & Sons за халатность и выиграл дело.
Палата лордов постановила, что Уотерлоу должен выплатить банку 610 392 фунта стерлингов в качестве компенсации ущерба и ещё 95 000 фунтов стерлингов для покрытия расходов на слушания. Фирма так и не смогла оправиться от финансовых потерь.
Мошенничество Рейша имело огромные последствия для экономики и политики Португалии. Оно привело к падению стоимости португальского эскудо и потере доверия населения к финансовым институтам страны.
Хотя Банк Португалии вывел из обращения все банкноты номиналом 500 эскудо, многие купюры до сих пор находятся в частных руках. На аукционах за них можно выручить серьёзные деньги. Одна из них была продана в 2016 году за 7 500 долларов.