В Млечном пути найдена чёрная дыра в 33 раза массивнее Солнца (6 фото + 1 видео)

Категория: Космос, PEGI 0+
18 апреля 2024

Чёрные дыры - самые опасные объекты во Вселенной. Им под силу поглотить целую планету. Учёные из Франции обнаружили ещё один такой объект в нашей галактике, и с астрономической точки зрения он находится чрезвычайно близко к нам.

Названная Gaia BH3, чёрная дыра находится на расстоянии 2000 световых лет от Земли в созвездии Орла. Это делает её второй по близости к нашей планете после Gaia BH1, которая расположена на расстоянии около 1500 световых лет.

Звезда, вращающаяся вокруг чёрной дыры (красная)

Однако астроном Парижской обсерватории Паскуале Пануццо уверяет, что "нет причин бояться".

"Чёрная дыра находится близко в масштабах нашей галактики. Но она расположена на расстоянии 2000 световых лет, в 500 раз дальше, чем Проксима Центавра, и в будущем не приблизится к нам", - объяснил учёный.

Gaia BH3 находится в "бинарной системе", состоящей из чёрной дыры и звезды, что встречается довольно редко.

Интересно, что звезда вращается вокруг чёрной дыры, будто качается по орбите. Её движение отслеживалось в течение нескольких лет с помощью космического телескопа Gaia Европейского космического агентства, расположенного на расстоянии около 1,5 млн км от Земли.

Телескоп Gaia Европейского космического агентства

Данные с других телескопов, в том числе Европейской южной обсерватории в Чили, подтвердили, что масса чёрной дыры в 33 раза больше массы Солнца.

Оборудование в пустыне Атакама на севере Чили

Тем не менее Gaia BH3 всё равно занимает второе место по величине в нашей галактике, уступая первенство Стрелец A*. Эта сверхмассивная чёрная дыра находится в центре Млечного Пути, её масса составляет около 4 миллионов Солнц.

Вот только Стрелец А* находится на расстоянии 26670 световых лет от Земли, то есть в 13 раз дальше, чем Gaia BH3.

Сравнение Gaia BH1 с Лебедем X-1 и Gaia BH3

Вопрос о том, как возникла эта бианрная система, станет предметом будущих исследований.

"Классический сценарий заключается в том, что система состояла из массивной звезды (после коллапса которой образовалась чёрная дыра) и звезды низкой массы (той, которую мы видим сегодня). Или же звезда низкой массы была захвачена чёрной дырой после своего рождения", -прокомментировал Пануццо.

В начале этого года другая команда астрономов обнаружила самую яркую и самую "голодную" чёрную дыру. J0529-4351 имеет массу 17 миллиардов Солнц и ежедневно поглощает массу, эквивалентную звезде.