Затонувшее немецкое судно времен Второй мировой отравляет море у берегов Бельгии (7 фото + 1 видео)
Немецкое патрульное судно, потопленное бомбардировщиками британских ВВС во время Второй мировой войны, отравляет дно Северного моря токсичными взрывчатыми веществами и тяжелыми металлами — об этом сообщили ученые Гентского университета в новом исследовании.
Рыболовный траулер V-1302 John Mahn, реквизированный немецкими войсками, лежит у берегов Бельгии с тех пор, как британские войска потопили его в 1942 году. Восемьдесят лет спустя эксперты из Гентского университета обнаружили, что затонувшее на глубине 35 метров судно повредило окружающее морское дно.
«Широкая общественность часто проявляет большой интерес к затонувшим кораблям из-за их исторической ценности, но потенциальное воздействие этих затонувших кораблей на окружающую среду часто упускается из виду, — заявила аспирантка Йозефьен Ван Ландуит. — Хотя затонувшие корабли могут функционировать как искусственные рифы и иметь огромное значение в передаче человеческих историй, мы не должны забывать о том, что они также являются опасными рукотворными объектами, которые случайно оказались в природной среде. В наши дни новые затонувшие корабли поднимают со дна именно по этой причине».
Дно Северного моря покрыто тысячами обломков кораблей и самолетов, боевыми отравляющими веществами и миллионами тонн обычных боеприпасов, таких как снаряды и бомбы. Затонувшие корабли также содержат нефть и взрывчатые вещества, которые могут нанести вред морской среде.
По оценкам, затонувшие корабли времен Первой и Второй мировых войн по всему миру в совокупности содержат от 2,5 до 20,4 миллионов тонн нефтепродуктов. Тем не менее, по-прежнему отсутствует информация о местонахождении этих затонувших кораблей и их влиянии на микробиом и геохимию их окружения.
В рамках своего университетского проекта «Затонувшие корабли в Северном море», в рамках которого исследуются объекты морского наследия, Ван Ландуит и ее коллеги изучили траулер V-1302 John Mahn.
«Мы хотели посмотреть, продолжают ли старые кораблекрушения в нашей части моря формировать местные микробные сообщества и влияют ли они на окружающие отложения, — сказала она. — Этот микробный анализ является уникальным в рамках проекта».
V-1302 John Mahn — немецкий рыболовный траулер, реквизированный во время Второй мировой войны для использования в качестве патрульного судна. В 1942 году корабль использовался для защиты немецких линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», когда они возвращались в Германию из Бреста, Франция. Узнав об этом путешествии, британский Королевский флот планировал атаковать флот из 66 кораблей, когда они достигнут Дуврского пролива. В районе, который сейчас известен как «Ланш-Дэш», Королевские ВВС направили самолеты «Суордфиш» для атаки немецких лодок, но все они были сбиты. В то время как «Шарнхорсту» и «Гнейзенау» были нанесены лишь незначительные повреждения, V-1302 John Mahn не пережил атаку и ушел на дно моря.
Чтобы проанализировать биохимию и геохимию вокруг места кораблекрушения, исследователи взяли образцы из стального корпуса траулера и отложений вокруг него. Их исследование, опубликованное в Frontiers in Marine Science, показало присутствие тяжелых металлов, таких как никель и медь, а также мышьяка и взрывоопасных соединений. Также ученые обнаружили полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) — химические вещества, встречающиеся в природе в угле, сырой нефти и бензине.
Ученые обнаружили различную степень концентрации этих токсичных загрязнителей в зависимости от расстояния до места кораблекрушения. Самые высокие концентрации металлов нашлись в образце, ближайшем к угольному бункеру корабля, и в отложениях, образовавшихся после крушения. Самые высокие концентрации ПАУ были ближе всего к судну.
«Хотя мы не видим этих старых кораблекрушений, и многие из нас не знают, где они находятся, они все еще могут загрязнять нашу морскую экосистему, — объяснила Ван Ландуит. — На самом деле, их возраст только увеличивает риск для окружающей среды из-за коррозии, которая открывает ранее закрытые участки. Таким образом, их воздействие на окружающую среду все еще развивается».
Исследователи также изучили содержание микробов в образцах отложений со всего корабля и обнаружили, что на них повлияли загрязняющие вещества. Они обнаружили известные микробы, разлагающие ПАУ, такие как Rhodobacteraceae и Chromatiaceae, в образцах с самым высоким содержанием загрязняющих веществ. Кроме того, в образцах корпуса присутствовали сульфатредуцирующие бактерии, такие как Desulfobulbia, что, вероятно, привело к коррозии стального корпуса.
«Люди часто забывают, что под поверхностью моря мы, люди, уже оказали значительное влияние на местных животных, микробы и растения, живущие там, и продолжаем оказывать влияние, источая химикаты, ископаемое топливо, тяжелые металлы из затонувших кораблей, о которых мы даже не помним, иногда столетней давности, — продолжила Ван Ландуит. — Мы исследовали только один корабль, на одной глубине, в одном месте. Чтобы получить лучшее представление об общем воздействии кораблекрушений на наше Северное море, необходимо взять образцы большого количества кораблекрушений в разных местах».