Ученые обнаружили окаменелое яйцо динозавра с идеально сохранившимся эмбрионом (5 фото + 1 видео)

23 декабря 2021
В Китае в окаменелом яйце возрастом 66-72 миллиона лет был обнаружен прекрасно сохранившийся эмбрион динозавра-теропода. Яйцо нашли в 2000 году на территории городского округа Гуанчжоу на юге Китая и все это время оно хранилось наряду с другими окаменелостями. Все изменилось, когда ученые решили еще раз исследовать находку.

Оказалось, что внутри 17-сантиметрового яйца находится зародыш динозавра. Ему уже дали прозвище Малыш Инлян.

Малыш Инлян в яйце

Это пернатый динозавр-теропод с беззубым клювом, которого специалисты называют овираптозавром. Овирапторы обитали в скалистых районах Азии и Северной Америки, имели различные размеры тела и клювы.

Компьютерная анимация: эмбрион динозавра, готовый вылупиться из яйца

Малыш Инлян - один из лучших и наиболее полных экземпляров из тех эмбрионов динозавров, что до сих пор приходилось находить ученым. Его поза ближе к осанке современных птиц, чем у динозавров. Это так называемая поза подворачивания, которая способствует успешному вылуплению и, вероятно, впервые возникла не у птиц, а у динозавров-тероподов.

Эмбрион овираптора перед вылуплением (реконструкция)

Исследование Малыша Инляна было проведено палеонтологом по позвоночным Фион Вайсум Ма из Университета Бирмингема и ее коллегами.

"Эмбрионы динозавров - одни из самых редких окаменелостей, и большинство из них неполные, с вывихнутыми костями, - сказала она. - Мы очень рады обнаружению Малыша Инляна - он сохранился в отличном состоянии и помогает нам ответить на многие вопросы о росте и размножении динозавров. Интересно наблюдать, как похожи позы этого эмбриона динозавра и эмбриона курицы. Возможно, это указывает на схожее поведение перед вылуплением".

Сравнение поз эмбрионов овираптора и домашней курицы

Малыш Инлян получил свое имя в честь Исторического музея окаменелостей Инлян в Сямыне, в коллекции которого он хранится. Исследователи полагают, что эмбриональный овирапторозавр был около 27 см от головы до хвоста, но развивался, свернувшись внутри яйца длиной 17 см.

"Этот эмбрион динозавра внутри яйца - одна из самых красивых окаменелостей, которые я когда-либо видел, - сказал соавтор статьи и палеонтолог позвоночных Стив Брусатте из Эдинбургского университета. - Этот маленький пренатальный динозавр похож на свернувшегося в яйце птенца. Это еще одно свидетельство того, что многие черты, характерные для современных птиц, впервые развились у их предков-динозавров".

Полные результаты исследования опубликованы в журнале iScience.