ЛиАЗ-5256-11, созданный по заказу болгарской фирмы NOMAR (31 фото)
Категория: Автомобили, Интересное, Репортажи
13 марта 2020
Ещё несколько лет назад трудно было представить, что ЛиАЗ-5256 сможет кого-то заинтересовать в плоскости ретротехники. Однако шли годы, машины уходили с улиц, а мы узнавали о них немного больше: теперь и такие машины раннего выпуска или редких версий представляют собой определённую историческую ценность.
Серийный ЛиАЗ-5256 выпуска рубежа 80-х — 90-х
В середине 80-х Ликинский автобусный завод, наконец, довёл до серии долгожданного наследника "Лунохода" — автобус ЛиАЗ-5256. Машина нового поколения, разработанная львовским конструкторским бюро, делалась достаточно прогрессивной — но в отрыве от реалий завода, который должен был её выпускать. На самом ЛиАЗе, когда стало понятно, что цветочек каменный не получается, а модель 5256 обладает несметным количеством детских болезней, собрали свой научно-технический центр (НТЦ). Инженеры НТЦ ЛиАЗа занимались вопросами постановки модели 5256 на конвейер и доведения сырой конструкции до ума, а также перспективными разработками. Но в трудные времена НТЦ собрался с силами, и откололся от завода: так появилось на свет ТОО "Альтерна", принадлежавшее в равных долях его же сотрудникам.
Альтерна-4215 и её создатели. С бородой — основатель ТОО Альтерна, Владимир Иванович Жаворонков
"Альтерна" получила широкую известность как производитель инфернального вида автобусов собственной конструкции — модели 4215, 4216 и даже "гармошек" 6230. Эти машины — история особая: конструкторы по заданию Минтранса разрабатывали сверхдешёвый и сверхвыносливый автобус на агрегатах серийно выпускавшихся грузовиков.
Альтерна-4216 из коллекции Петербургского музея автобусов
Считалось, что ЛиАЗ-5256 получился не только сырым и проблемным, но и слишком требовательным к дорогам и ремонтной базе; "Альтерна", впрочем, так и не реализовалась полноценно — несмотря на то, что была сделана одними из лучших автобусных конструкторов страны. Виной тому стало даже не лихолетье девяностых, а дрязги бывших компаньонов, развалившие компанию изнутри.
Альтерна-4215 на маршруте в Тверской области
В салоне Альтерны-4215. Кресла стоматологического дизайна — тоже продукция ТОО ''Альтерна''
Но жутковатыми "бронетанковыми" автобусами деятельность инженеров "Альтерны" вовсе не ограничивалась. Помимо прочего, на компактном производстве фирмы в Ликине-Дулёве развернули производство разнообразных штучных спецавтомобилей на базе ЛиАЗ-5256, на которых местные инженеры собаку съели, а самому заводу заниматься подобным было попросту не с руки. Так и получилось, что "Альтерна" стала "придворным ателье" при Ликинском автобусном заводе.
ЛиАЗ-5918 — вычислительный центр. Самый распространённый продукт ''Альтерны''
ЛиАЗ-5256.05, мобильный кафетерий
Передвижной пограничный пост ЛиАЗ-5256.17 с дверьми на обе стороны
Передвижной медицинский центр ЛиАЗ-5919 ''Мираж''
ЛиАЗ-5256-11, междугородный автобус
К штучной продукции на основе серийной модели, выпущенной «Альтерной», и относится наш сегодняшний герой — автобус модели ЛиАЗ-5256-11, он же ''NOMAR''.
Эта машина была разработана как дальнемагистральный лайнер с минимумом переделок относительно городского автобуса.
Но 5256-11 делали не для привычной нам маршрутной работы: основным его заказчиком стала болгарская фирма NOMAR, закупившая партию таких машин для того, чтобы возить челноков между барахолками.
Внимательный читатель мог заметить, что название болгарской фирмы я всюду пишу большими буквами. Это не ошибка, и не случайность: NOMAR — сокращённое название от имён совладельцев фирмы.
Аварийная ''калитка''
Было задумано, что багажный отсек, размещённый в заднем свесе, будет полностью изолирован от салона перегородкой; эта машина же построена с некоторым отклонением от исходника, и все три двери у "нашего" экземпляра ведут в салон.
Обе автоматических двери выполнены одностворчатыми — без интенсивного обмена пассажирами смысла в широких двухстворчатых и не было
Вид на узкую автоматическую дверь изнутри
В помощь челнокам должен был служить внушительный багажный отсек в хвосте, изолированный от салона; а для того, чтобы такая машина соответствовала всем требованиям по безопасности, ей и добавили аварийную "калитку" в базе.
Те самые ''стоматологические'' кресла производства Альтерны
Напротив аварийной ''калитки'' ''низкий'' проход на стандартной высоте пола упирается в подиум в корме
Рассмотрим кресла поближе
Естественно, кресла регулируются, они выполнены из ткани и кожзаменителя
Если потолок стандартного городского 5256 обшивался оргалитом или пластиком, то здесь — дерматиновая обивка, как в легковушке!
Над мотоотсеком оборудовано багажное отделение
Прикрывающие багажник люки хранятся отдельно
Как и положено раннему 5256, поручни здесь выполнены рифлёными — как мы привыкли в 677-м
На заглушенном окне читаются следы закрашенной надписи NOMAR. Это и есть название болгарской фирмы-заказчика
Такой дизайн кормы у 5256 — с широкой крышкой и фонарями на ней — продержался в производстве до 1998 года
Под капотом — стандартный дизель КАМАЗ-740 в ''автобусной'' дефорсированной модификации
Кабина ничем не отличается от стандартной. Руль — от небольшого грузовичка AVIA из Чехословакии, внедрён явно в последующих жизнях
Судьба к этой машине была неблагосклонна. Всего силами "Альтерны" построили около десятка таких 5256, из них в Болгарию успело уехать всего пять. Причина столь быстрого конца истории для девяностых — проста и прозаична: совладельца болгарской фирмы на родине настигли пули киллера, и тема дальнейшего сотрудничества закрылась сама собой.
Оставшиеся пять машин остались в России; из известных мне, одна задержалась на заводе, и позже попала без документов в Ярославль, где работала на нелегальном городском маршруте. Ещё как минимум три автобуса новыми разошлись по силовым структурам.
Этот ЛиАЗ выпущен в 1992 году, а на учёт впервые встал в конце 1993-го. ПТС нашего героя как раз начинается с силовиков: в первой жизни он принадлежал санаторию ФСБ в Подмосковье. По словам продавца, до этого машина некоторое время возила спецназовцев, а сзади была оборудована оружейка — но к этим словам следует относиться с некоторой долей скепсиса.
Так или иначе, после списания из санатория автобус передали государственной автошколе в Ярцеве Смоленской области. А оттуда, уже в наши дни, машина была реализована с банкротных торгов человеку, который и продавал её в прошлом году.
Помимо прочих артефактов, здесь стоят литые диски красноярского производства (К&К), присущие малой части тиража 5256 90-х
Я осматривал этот ЛиАЗ на предмет покупки для крупного профильного музея. Сделку согласовать не удалось — руководство госпредприятия не вдохновилось машиной, к которой следует прилагать целую лекцию о том, почему она достойна сохранения. Увы, в дальнейшем очереди желающих на старую и весьма специфическую машину в невыставочном состоянии, да ещё и довольно задорого, за нами не встало. Одновременно со мной автобус осматривали… представители НАМИ для последующего убоя об отбойник на Дмитровском автополигоне. Впрочем, возможно, они так и не сошлись с продавцом в цене — ЛиАЗ ещё долго висел в продаже, немым укором мелькая в контекстной рекламе авто.ру.
Из-под наклеек с номером ненавязчиво выглядывают ''туфельки'' — эмблема Альтерны
Исторически сложилось, что тема старых грузовиков и автобусов в нашей стране — по-прежнему неподъёмная для большинства коллекционеров. Это вам не Волга или Жигули, которые сравнительно легко сделать, и нетрудно с выгодой перепродать. Как результат — редкие, а то и в принципе уникальные машины "тяжёлой весовой категории", так и не дождавшись хоть какого-то сохранения, в итоге уходят в туман, металлолом — или в дорожный отбойник. Понятно, что всех нуждающихся — не спасти никак; но очень хотелось бы, чтобы такие уникальные машины всё же получали вторую жизнь. Они того определённо стоят.
И на этой странной ноте у меня на сегодня — всё. До встречи на следующей остановке!