Кинта да Регалейра. Тайная обитель масонов под Лиссабоном (25 фото)
Категория: Архитектура, Интерьер
10 марта 2020
Начиналась история сего особняка, чей настоящий облик вполне может служить превосходными декорациями как для запутанных приключенческих детективов, так и для заставляющих вжиматься от напряжения в спинку кресла триллеров, вполне безобидно и без претензий на культовый статус среди любителей разгадывать хитроумные загадки и ребусы из мистических символов, искать тайные ходы и смыслы даже там, где их, казалось бы нет. Пока цены на землю в лиссабонской "барвихе" Синтре не стали заоблачными, имение Кинта да Торре кочевало из рук в руки, а в середине XIX века его приобрела дочь зажиточного купца из Порту, баронесса да Регалейра, встроив в живописный холмистый ландшафт элегантную летнюю резиденцию с часовней и присвоив территории свою фамилию.
Спустя полвека на публичном аукционе угодья выкупил уроженец Рио-де-Жанейро, богатый бизнесмен Карвальо Монтейру, а заодно и соседние несколько гектаров под шумок оттяпал, придав имению правильную пентагональную форму, нисколько не стесняясь пересудов о его принадлежности к неким тайным орденам или организациям. Уладив бумажные формальности, португальско-бразильский олигарх почти сразу приступил к поиску зодчего, что воплотил бы в камне его довольно затейливые замыслы и отразил увлечение и вдохновение возрождением аутентичного португальского стиля мануэлино. Немного странно, но столь хваткий и успешный предприниматель, коим прослыл Монтейру, не стал менять названия своих владений, однако среди других обитателей Синтры впоследствии его шикарный особняк за глаза стали называть не иначе, как "дворец Монтейру-миллионера".
Своего творца Монтейру нашёл далеко не сразу. Первый проект дизайна особняка в нео-готическом стиле и внушительных размеров садово-парковой территории создал французский архитектор Анри Люссо, чьё имя даже искусственный интеллект Гугла отказывается мне показывать, чтобы я смог убедиться в правильной транскрипции написания. Впрочем, данная деталь при всём уважении к французскому зодчему ни имеет в контексте этого фоторассказа особого значения. То ли смету слишком большую мусье Люссо выкатил, то ли бессовестно втюхивал своих подрядчиков и поставщиков, надеясь на щедрые откаты в дополнение к основному гонорару, то ли проект в должной мере не отвечал ТЗ и всем замыслам миллионера Монтейру, не желавшего понапрасну заниматься расточительством. Так что аванс свой Люссо отработал, однако всего его труды так и остались на бумаге, не воплощёнными.
Одни из лучших архитекторов и дизайнеров с врождённым чувством прекрасного, как известно, итальянцы, поэтому Монтейру обратился к синьору Луиджи Манини, участвовавшему в строительстве миланского театра Ла Скала, многих португальских театров и частных резиденций. Кинта да Регалейра стала последним проектом итальянца перед возвращением на Родину, и посвятил он ей не много, не мало - целых 14 лет своей жизни.
Помимо пятиэтажного богато декорированного особняка с башенками, октагональной панорамной террасой и скульптурами горгулий и других фантастических вырезанных из камня тварей, присевших то тут, то там, на орнаментальные балкончики и выступы фасада, детального изучения в поисках скрытого символизма заслуживает непосредственно садово-парковый ансамбль, именуемый "Райским садом".
На "Променаде Богов" встречаются изображения Гермеса, Флоры, Венеры, Орфея, Диониса и других античных божеств, не говоря уже о символизме эпохи Возрождения, связанной с Данте, о явном влиянии идеологии и символики ордена Тамплиеров и продолжателей их миссии - португальского ордена Христа. Для начала лучше краем глаза заглянем в покои Монтейру, ведь пройдя через главный вход обнесённого замковой стеной имения, мы попадаем именно к парадному крыльцу.
В интерьерах нулевого этажа, где располагались гостиная и приёмные покои, чувствуется помимо мануэлино влияние ренессанса и барокко. Главный элемент "охотничьей" комнаты - массивный белоснежный камин с фигурой охотника в окружении собак. Стены расписаны фресками со сценами охоты, хотя свидетельств, что Монтейру активно увлекался стрельбой по уткам или любил выслеживать в зарослях живность покрупнее, мне не встретилось.
Туристов здесь поменьше, чем в другом причудливом и популярном сооружении Синтры, дворце Пена, но всё равно отснять затемнённые залы пустыми у Вас вряд ли получится. Искусствовед из меня так себе, так что предлагаю поразглядывать немногие запечатлённые детали особняка под повествование о дальнейшей судьбе имения перед тем, как мы отправимся к таинственному колодцу посвящения и остальным элементам "Райского сада".
После смерти Монтейру готическую усадьбу приобрёл некий Вальдемар д'Орей и внёс в неё небольшие изменения на свой вкус и цвет, впрочем, узнать о них возможно разве что от опытных и начитанных экскурсоводов, да и то не факт. В 1987м году его семейство продало особняк японской корпорации, и чем те занимались за неприступными стенами, одним им известно. Вполне себе сюжет для компьютерного квеста - генетические опыты на людях, проектирование сверхчеловека и т.д. - у фантазии есть простор, чтобы разгуляться.
И чем-то описанная ситуация до боли напоминает Санкт-Петербург, где многие исторические здания до сих пор находятся в ведомстве частных организаций или государственных ведомств, и попасть туда даже с легальной экскурсией подчас подходит под категорию "миссия невыполнима". Слава всем тем святым, которым поклоняются португальцы, но спустя 10 лет муниципалитет Синтры осознал, что из местных угодий можно в кратчайшие сроки создать туристическую мекку, вложив немного средств в реставрацию уникальных и оригинальных строений и впоследствии с лихвой их окупив, и выкупил у японцев Кинта да Регалейру.
После небольшой реставрации с 1998го года Кинта да Регалейра, мистическая архитектурная вселенная эзотерических символов, принимает потоки туристов, а с появлением инстаграма власти Синтры ввели весомый поправочный коэффициент в свой бизнес-план.
И даже с часовней, стоящей поблизости от главного особняка, в мистическом поместье не всё так просто, как кажется. Поверхностный взгляд оценит красоту и изящество архитектуры и экстравагантного декора в стиле нео-мануэлино и скульптурные композиции, отражающие сцены из жития Христа и Святого Антония. Более находчивый и пытливый исследователь непременно разглядит символику тамплиеров и их последователей, португальского Ордена Христа.
Крипта соединена подземным ходом с особняком, и это лишь один из разветвлённой сети туннелей, проложенных под садом Кинта да Регалейры и соединяющих между собой гроты, порталы и главную загадку поместья - колодец посвящения, подземную башню глубиной 27 метров.
Поросшая мхом 50 оттенков зелёного, спиралью уходит вглубь земли каменная лестница с галереями, на выступах которой нынче любят усаживаться с томными и задумчивыми лицами инстаграмерши, а во времена Монтейру проводили, по одной из версий, тайные масонские церемонии. Мистический символизм в колодце бьёт через край - охотники за реликвиями и любители щёлкать, как орешки, древние загадки, ещё задолго до появления в литературе культовой фигуры профессора Роберта Лэнгдона увидели в девяти уровнях колодца прямую взаимосвязь с "Божественной комедией" Данте.
Девять пролётов символизируют Чистилище, семь уровней страдания и духовного роста, напрямую связанные с семью смертельными грехами, и уровень Земного рая. Довольно странно, что до сих пор герой книг Дэна Брауна не оказался в этом словно созданном для его традиционно захватывающих приключений месте. Он бы точно определил, чем обусловлено одинаковое число ступеней, 15, в каждом пролете. На дне колодца несмотря на влажность и толпы туристов ещё не полностью истёрся герб Монтейру - восьмиконечная звезда, в которую вписан крест тамплиеров.
Никаких документальных подтверждений о проведении масонских церемоний в бумагах Монтейру после его кончины обнаружить не удалось. Ха, конечно, так прям должен был папочку с подшивкой досье, всеми явками, паролями и заклинаниями оставить в пузатом конверте с надписью "Не вскрывать". Ясно только, что планирование и проектирование колодца велось основательно, вся геометрия была с точностью выверена, и о соотношении длин, скрытых в изгибах спиральной галереи, мы может лишь без толку гадать. Кого ни отправь туда - Лэнгдона, Дукалиса в компании с Лариным и Волковым или самых толковых и опытных игроков в почившие после спада короткого бума квеструмы, вряд ли хоть кто-нибудь даст новую версию или прольёт свет на прямое предназначение сего загадочного сооружения. Неподалёку расположен ещё один незаконченный колодец меньших размеров.
На территории обширного парка ещё достаточно много необычных сооружений; Монтейру к реализации своей задумки подошёл со всей скрупулёзностью, и каждое строение, каждый грот наверняка возникли в конкретной точке поместья не просто так, потому что тут с точки зрения канонов ландшафтного португальского дизайна начала XX века удобнее, правильнее и как в учебниках написано. Изогнутый "Портал стражников" с двуми башнями-близнецами по краям, у подножия которого простирается "Терраса небесных миров", таит в себе один из скрытых от посторонних глаз входов в тоннель к колодцу посвящения. Откуда такие изощрённые и возвышенные названия, будто мы находимся в реалиях игры "Герои меча и магии" Либо члены городского совета Синтры получили доступ к аутентичным подлинным чертежам Луиджи Манини, либо для создания ещё большего антуража сели вечерком и устроили за чашечкой бики мозговой штурм, чтобы бродящие по Кинта да Регалейре посетители с выданными буклетами с придыханием произносили название очередного фонтана, портала или зиккурата.
Многочисленные каналы, гроты, два искусственных озера с водопадом и несколько фонтанов с кричащими названиями вроде "Фонтан изобилия". Принимая во внимание очевидный интерес Монтейру к алхимии, не удивлюсь, что из фонтанов должна течь минимум живая вода, исцеляющая любые недуги, снимающая сглаз, порчу и родовые проклятия, убирающая искривление позвоночника и плоскостопие.
Место исключительно киношное, и странно, что до него не добрались голливудские продюсеры, выплатив городской администрации Синтры внушительный гонорар, во много раз превышающий доход от бесконечных визитёров. Либо я не настолько увлекаюсь киноискусством, тем не менее ни единого упоминания, что в Кинта да Регалейре снимали художественный фильм, мне не попалось.
По-хорошему, на размеренный осмотр Кинта да Регалейры стоит выделить несколько часов, особенно, если погода будет благоволить. Мало того, по незнанию и второпях некоторые пробегают по главному дому, игнорируют врученную с билетом карту, где обозначен колодец, и вскоре ретируются, совершив кружок по парку, пытаясь охватить необъятное, т.е. посмотреть все замки и дворцы лиссабонской "барвихи" всего за один единственный день.