Еще одна трагедия могла произойти и 17 августа 1988 года.
К счастью, до самого страшного не дошло...
Бывший военный, 50-летний Василий Гриб, живший в Киеве, был женат и, судя по всему, счастлив. Супруга Лариса была на пять лет моложе мужа, и между ними царило полное взаимопонимание. За годы 25-летнего брака они вырастили двух дочерей. Словом, типичная советская семья.
Наверное, семейная идиллия длилась бы до смерти супругов, если бы не ряд событий, которые заставили проявиться душевные качества Гриба. Точней, полное их отсутствие.
Взрыв, которого не было
В середине августа 1988 года Лариса взяла отпуск и вместе с младшей дочерью Еленой решила навестить родную сестру Полину, проживавшую в Куйбышеве (ныне - Самара). Это было время тотального дефицита: всюду были в ходу талоны и купоны, страна шла к полному развалу. Но в столицах союзных республик обеспечение продуктами было намного лучше, чем в других городах страны. Поэтому киевляне, накупив мяса, масла, колбасы, сгущенного молока, кофе, чая — всего около 15 килограммов, — загрузили продукты и поехали в аэропорт.
Самолет рейса №5402, следующий по маршруту Киев-Куйбышев, поднялся в воздух в 20:45 и через 2,5 часа приземлился. Полет прошел благополучно, без происшествий. За время пребывания лайнера в воздухе Василий два или три раза звонил диспетчеру аэропорта Борисполь и интересовался тем, приземлился ли самолет в Куйбышеве. Диспетчер насторожился и о своих подозрениях сообщил сотрудникам КГБ.
В Куйбышеве украинских гостей встретили радушно. Но когда начали распаковывать сумки, в них не нашли никаких продуктов. Только какой-то фанерный ящик, в котором лежали баллон, провода, пакеты со странной жидкостью, поролон. Из ящика доносилось что-то вроде тиканья часов. Как-то сумели разъединить провода, обмотанные вокруг взрывного устройства.
Вначале гости решили, что в аэропорту перепутали багаж, и поехали забирать свои продукты. Но милиция, увидев устройство, сразу вызвала взрывотехников и чекистов.
Специалисты подтвердили: в ящике находится самодельная бомба с часовым механизмом. Таймер выставлен приблизительно на 22:00-22:15. То есть взрыв лайнера планировался в воздухе где-то в районе Пензы. Первоначально определили, что порох не загорелся из-за нехватки кислорода. Следователи и транспортная прокуратура поняли, что все концы ведут в Киев.
Кому выгодно?
Киевские чекисты вначале предположили, что преступник — ярый «антисоветчик» и взрывом самолета хотел отомстить властям. Согласно второй версии, террорист хотел уничтожить кого-то из пассажиров или членов экипажа. Или преступник — психически больной человек. Проанализировав все версии, следователи решили проверить мужа Ларисы.
Оперативники приступили к детальному изучению его биографии.
Окончил высшее военное училище, в 19 лет вступил в КПСС, за безупречную службу имел награды, пять лет служил на Крайнем Севере, после ухода со службы в звании подполковника преподавал в военном училище. Потом работал ведущим инженером киевского завода «Генератор». Все характеристики положительные. Гриб был физически крепким, здоровым мужчиной, никаких отклонений в психике не имел. Одним словом, на преступника не тянул.
На всякий случай проверили связи на стороне. И тут выяснилось, что в семье давно царят нелады: Василий Гриб был чересчур любвеобилен. Поэтому за подозреваемым решили установить усиленное наружное наблюдение, а домашний телефон поставили на прослушку.
И вскоре выяснилось, что Гриб пытается срочно избавиться от продуктов, которые жена собиралась вести в Куйбышев. Через сутки, вечером 18 августа, Гриб на своей «шестерке» выехал за город в направлении поселка Дымер. Он не знал, что за ним ведется наблюдение. Гриб трижды останавливался у лесопосадок и разбрасывал продукты. Решив, что все улики уничтожены, он с чистой совестью вернулся в Киев. А там его уже ждали куйбышевские оперативники и следователи.
На допросах Гробов (такой псевдоним ему присвоили сыщики) ни в чем не признавался. Он не подозревал, что у сыщиков есть доказательства. Зато Василий был откровенен со своим сокамерником (агентом под кличкой Степанчук), которого КГБ специально отправил «разрабатывать» Гриба.
Манит Север
После 10 лет счастливой супружеской жизни в семье Гриба случился кризис. Жена его ревновала, проверяла содержание карманов, оскорбляла. Как-то он сильно избил Ларису и ушел из дома. Поняв, что так дальше жить невозможно, Василий в 1983 году уехал служить на Крайний Север. Год служил в Воркуте, три в Игарке (Красноярский край), а жена с детьми ждала его в Киеве.
Живя в Игарке, Гриб познакомился с 32-летней Галиной Галаниной, долгое время жил с ней, помогал воспитывать ее детей от первого брака, хотя высылал деньги киевской семье.
В 1987 году Гриб ушел в запас и вернулся в Киев. Своей «северной подруге» Гриб пообещал, что скоро все уладит и вернется к ней. А дома опять начались скандалы. Лариса узнала, что «друг» из Игарки — это женщина, и все шло к разводу. Но из-за будущего детей никто на такой шаг не решался. А Галанина поставила ультиматум: пообещала ждать только год. Василий оказался в западне и решился на дерзкий поступок. Вначале он хотел отравить жену и дочь крысиным ядом. Потом решил сам смастерить бомбу с таймером, ведь по образованию он был физиком-электронщиком, разбирающимся во взрывном деле.
Злосчастную бомбу он смастерил в заводской лаборатории. Собрал макет-копию и успешно взорвал ее в подвале. Общий вес заряда составил 1840 граммов. В комплект взрывного устройства входило три литра бензина, залитого в полиэтиленовые пакеты. Это было необходимо для того, чтобы в салоне возник сильный пожар. Мужчина рассчитывал, что взрыв заметет все следы и никто ничего не узнает. Зная о том, что в середине августа жена с дочерью собираются лететь в Россию, упаковал ящик со взрывчаткой в одну коробку, в другую положил продукты, а поменять коробки труда не составило. В те годы багаж пассажиров не проверялся, и Гриб положил бомбу в багаж жены. Об остальных пассажирах он и не думал. Гриб рассчитывал, что в этот августовский вечер он «освободится» от жены и дочери навсегда. 168 пассажиров и 8 членов экипажа спас нарушенный контакт будильника с батарейкой. В результате электрическая цепь разомкнулась. Это случилось, скорее всего, из-за сильной тряски при перегрузке багажа.
После смерти родных Гриб собирался немного пожить один. А потом пригласить в Киев подругу из Игарки. К счастью, не сложилось.
Как ни странно, на суде Лариса защищала мужа, требовала прекратить писать всякие «небылицы» об их семье.
За покушение на двойное убийство из корыстных мотивов, опасных для жизни многих, покушение на разрушение лайнера, незаконное обращение с боеприпасами и взрывчаткой Киевский областной суд приговорил Василия Гриба к 13 годам колонии усиленного режима. Как сложилась судьба этого человека в дальнейшем, неизвестно.