В какой цвет красили "Чайки" ГАЗ-13? (7 фото)
Категория: Автомобили, Интересное, Репортажи
7 марта 2019
Генри Форд утверждал не без иронии, что цвет автомобиля может быть любым, если он чёрный. Представить себе оранжевую машину в начале XX века действительно тяжело. Сегодня технологии ушли далеко вперёд, и автомобилисту приходится выбирать из всего спектра радуги не только привлекательный, но и самый практичный цвет автомобиля. А в какой цвет стоит красить Чайку?
Когда летом 1957 года был собран первый опытный образец ГАЗ-13, он отличался комбинированной окраской – светло-кремовый верх и тёмно-вишневый низ. Тем временем к моменту серийного производства игривая цветовая гамма предсерийных прототипов уступила место «протокольному» черному цвету. Оно и понятно – автомобилю надлежало «трудиться на службе» в различных министерствах, обкомах, где автомобиль, по заветам Генри Форда, мог быть любого цвета при условии, что он чёрный.
ГАЗ 13 на выставке в Брюсселе 1958 год
Разумеется, производство ГАЗ-13 было мелкосерийным и было приурочено к знаменательному событию – ХХI съезду ЦК КПСС, знаменитому тем, что на нем провозгласили окончательную победу социализма в СССР и курс на коммунизм к 1980-м годам. Что же до Чайки, то она еще годом ранее в предсерийном исполнении получила престижную международную награду – Гран-при на Всемирной промышленной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе. Новинку демонстрировали и на других выставках – как на отечественной ВДНХ, так и в Европе и США.
После выставки в Брюсселе опытный образец украшал собой павильон "Машиностроение" на ВДНХ. В 1959 году уже другой экземпляр в качестве "нашего ответа Чемберлену" экспонировался на советской выставке в Нью-Йорке вместе с ГАЗ-21 "Волга". Надо сказать, что советские автомобили вызвали не меньший интерес у американцев, чем штатовские автомобили на аналогичной выставке в Москве.
ГАЗ 13 на выставка в Нью-Йорке, 1959 год
Но вернемся к вопросам производства. В 1957 году опытная партия из 9 "Чаек" (различные источники называют разные цифры) отправилась в пробег протяженностью 21 000 км. Все автомобили имели модную в ту пору двухцветную окраску (бежевый с красным или бежевый с салатовым).
Вскоре после начала выпуска Чайки стали не только обслуживать партийно-номенклатурную элиту СССР, но и работать в различных представительствах советского государства за рубежом. Да и практически половина дипломатического корпуса Москвы в шестидесятые годы ездила на Чайках – послы и консулы США, Финляндии, Венгрии, ГДР, Болгарии, Монголии, КНДР, Эфиопии, Индонезии и многих других стран использовали ГАЗ-13 в качестве служебного транспортного средства.
Ежегодно на ГАЗе собирали примерно полторы сотни Чаек ГАЗ-13, а всего за двадцать с небольшим лет удалось выпустить чуть больше трёх тысяч экземпляров, из которых до наших дней дожили далеко не все. Все машины окрашивались в черный цвет, за исключением одной белой "Чайки", подаренной Валентине Терешковой. У начальника Главного управления пожарной охраны г. Москвы машина была красного цвета.
Красный лимузин ГАЗ 13 эксплуатировал начальник пожарной охраны Москвы
В 1961 году Горьковский завод начал производство кабриолетов ГАЗ-13Б. Автомобиль имел складной тент с электроприводом. Было собрано, по разным данным, от 10 до 20 машин — в них катали по Крыму и черноморскому побережью Кавказа особенно дорогих гостей Советского Союза. В конце 70-х два крымских кабриолета передали министру обороны ГДР Хайнцу Гофману.
"Чайка" со своими скромными объемами производства и распределительной системой никогда не попадала на розничный рынок. После двух капремонтов автомобиль вообще полагалось утилизировать. Лишь в семидесятых годах Брежнев разрешил зарабатывать на ГАЗ-13 деньги – машины передавались в ЗАГСы, где любой желающий за 50 рублей мог взять представительский автомобиль на прокат через систему "Трансагентства".
В разное время Чайки были подарены Валентине Терешковой, Фиделю Кастро, Георгию Жукову, Михаилу Шолохову, Галине Улановой. Автомобиль Терешковой, как уже писал выше был единственной машиной, окрашенной в белый цвет.
Все Чайки покидали ворота завода исключительно черными.
Сказать что-либо про Фиделя Кастро сложно, однако утверждение, что "Чайки" принадлежали нашим именитым соотечественникам – неверно. "Чайки" просто были прикреплены к ним и обслуживались, например, Московской автобазой №12 (позже Первый Автокомбинат).
ГАЗ 13 Чайка на службе. Москва, Красная Площадь
Поэтому в привычном нам понимании, "Чайка" никогда никому не принадлежала, только обслуживала. Причины, побудившие руководство страны запретить продажу машины, называются разными. Есть объяснение такого характера: розничная цена "Чайки" составила бы 17 500 рублей, что при цене на Волгу в 5 500 рублей, было просто астрономической суммой. Заботясь о так называемом "социальном равенстве", руководство решило машину в розницу вообще не пускать. Впрочем, реальную цену "Чайка" все-таки обрела. В зависимости от состояния экземпляра, сегодня называются суммы от 60 до 200 тысяч долларов.
Другой причиной, почему машина не поступила в розничную продажу был дефицит. Не трудно представить, что сразу после официального представления населению, в высших эшелонах власти за "Чайку" разразилась настоящая война. Ведь объем производства предшественника ГАЗ-12 составлял несколько десятков тысяч и ЗиМ был весьма распространенным номенклатурным и "общественным" автомобилем. Про ГАЗ-13 этого сказать было нельзя, и подобная ситуация сразу образовала целый пласт "ожидающих" чиновников.
Кортеж высоких гостей. Впереди — Чайка-кабриолет ГАЗ-13Б, сзади ещё одна Чайка, обычная, а по бокам кортежа — мотоэскорт
Вопреки ещё одному расхожему мифу, львиная доля выпущенных "Чаек" была седанами, а не лимузинами. Кузов не имел стеклянной перегородки, зато оснащался двумя откидывающимися сидениями. Лимузин с индексом ГАЗ-13А выпускался в исчезающе малых объемах. Ещё одной модификацией был ГАЗ-13Б – фаэтон. Он часто использовался для парадов и приемов именитых гостей.
ГАЗ-13 кабриолет