Совместимые и качественные: краткая история Compaq (7 фото)
25 января 2019
Три друга-инженера, Джозеф Канион, Джим Харрис и Билл Мурто, бывшие сотрудники крупной американской компании по производству интегральных схем, калькуляторов и прочей электроники Texas Instruments, разочаровавшись в своем начальстве, основали Compaq Computer Corporation в феврале 1982 года. Поначалу они хотели заняться созданием новой периферии, такой как дисководы для уже существующих на то время компьютеров, но финансист Бен Розен, к которому они обратились за советом по поводу спонсорской помощи, убедил их начать разработку своего собственного ПК.
Точнее говоря, не совсем собственного, так как ситуация в мире IT в то время была довольно интересной. International Business Machines, контролировавшая 70% рынка больших ЭВМ-мейнфреймов, решила попытать счастья и на новейшем поле боя – в области персональных компьютеров. Руководство компании относилось к рынку «дешевых» машин с недоверием и пренебрежением, и новый ПК, как известно, конструировался на скорую руку, из готовых компонентов других производителей и по принципу открытой архитектуры. Но как раз благодаря этим особенностям появившийся в продаже в конце сентября 1981 года IBM PC, неожиданно для многих, включая начальство самой IBM, вдруг оказался крайне популярным продуктом – так что уже через несколько месяцев некоторые сообразительные конкуренты начали задумываться над созданием его клонов…
Название новой компании было заказано у рекламного агентства Ogilvy & Mather – и уже гораздо позднее Compaq стало истолковываться как сочетание слов «совместимость» (compatibility) и «качество» (quality). Каждый из трех отцов-основателей внес в общую кассу по тысяче долларов – разумеется, этого было недостаточно для разработки ПК, зато при помощи того же Бена Розена, ставшего председателем совета директоров, удалось убедить спонсоров вложить в новый стартап полтора миллиона. Как раз миллион долларов – и целый год работы – ушел на решение самой сложной задачи: создание BIOS для нового компьютера.
С железной частью «клонирования PC» все было проще благодаря тому, что IBM использовала стандартные компоненты сторонних компаний, доступные в свободной продаже; с программным обеспечением тоже особых проблем не предвиделось: Microsoft при подписании контракта с IBM дальновидно оговорила себе право лицензировать MS-DOS всем желающим. Но для того, чтобы эта операционная система загружалась и работала в версии, близкой оригинальному PC, позволяя запускать и остальные написанные для него программы, нужно было скопировать и его BIOS, все права на который принадлежали «голубому гиганту».
Как раз в 1982 году компьютерный мир оказался свидетелем первого судебного дела на тему авторских прав на ОС: уже тогда гиперактивная в патентно-юридической сфере Apple выдвинула иск против Franklin Computer Corp., потихоньку клонировавшей «яблочные» ПК. Как ни странно, но на первых порах суд склонялся на сторону ответчика: сотрудники Franklin успешно отвергали все обвинения на том простом основании, что ПО может понимать только машина, человек его прочесть не в состоянии, а потому и сам значок Copyright в строках программного кода отсутствует в принципе. И только Апелляционный суд США высшей инстанции год спустя все-таки разрешил дело в пользу Apple, постановив: авторское право распространяется и на закодированные объектные модули программ, и на данные, зашитые в ПЗУ компьютера.
Джозеф Канион и его коллеги подошли к решению этой задачи фундаментально, применив затратный, но надежный метод обратной инженерии под названием «чистая комната» или «китайская стена»: одна группа программистов изучает IBM BIOS и описывает все его действия, не цитируя буквально строки кода, после чего другая группа, на этот раз никогда этот код не видевшая, пишет новый BIOS согласно указанным спецификациям. Вскоре была добавлена и промежуточная инстанция – юрист, тщательно вычитывающий составленное первой группой описание программы на предмет возможных нарушений авторского права – ведь та же Franklin Computer «попалась» на том, что оставила в тексте своего BIOS строки кода… с именами программистов Apple.
Результатом работы программистов Compaq была почти полная совместимость – о 100% речь и не шла. Например, код драйвера клавиатуры при внешне аналогичной функциональности оказался в два раза меньше по объему, чем код оригинала, – причина этого так и осталась неизвестной разработчикам. Подобным путем шли и другие компании – например, Columbia Data Products, опередившая Compaq и выпустившая клон IBM PC, Multi Personal Computer, уже в июне 1982 г., а спустя еще два года – и Phoenix Technologies, которая компьютеров не создавала, но зато стала продавать свой клонированный IBM-совместимый BIOS всем желающим.
Разумеется, совместимость была только одной из составляющих в идее нового ПК – наряду с качеством: Compaq изначально ориентировалась не на удешевленные варианты IBM PC, а на расширение функциональности и повышенную надежность работы. А в качестве основной особенности своего первого компьютера Джозеф Канион выбрал портативность: слово «компактный» тоже неплохо сочеталось с названием новой компании. Как и многие другие идеи, воплотившиеся в персональных ЭВМ в 1980-е годы, портативность была впервые выдвинута в лаборатории Xerox PARC в Пало-Альто – задумка Алана Кэя была воплощена в жизнь Дугласом Фэрберном еще в 1976 году.
Xerox NoteTaker – так назывался первый в истории переносной ПК – весил почти 22 кг и размещался в корпусе, напоминавшем футляр от швейной машинки, – крышка-клавиатура откидывалась, открывая черно-белый встроенный монитор и 5-дюймовый дисковод. Процессор работал на частоте 1 МГц, а объем памяти достигал 128 кб, причем компьютер оснащался и фирменной мышкой Xerox. Разработчики успели сконструировать 10 пилотных экземпляров устройства – каждое стоимостью по 50 тысяч долларов, – прежде чем начальство закрыло проект как бесперспективный.
Однако прошло всего пять лет – и идея переносного ПК перестала казаться такой уж оторванной от жизни фантазией. В апреле 1981 года в продаже появился Osborne 1 – первый коммерчески доступный портативный компьютер, основанный на 8-битном процессоре Zilog Z80 и работавший под управлением операционной системы CP/M. Таким образом, Compaq ни в одном отношении первопроходцем не была, зато ей оставалось только соединить воедино несколько удачных идей – прежде всего, компактность и IBM-совместимость. Именно эти качества и стали особенностями Compaq Portable, представленного общественности 4 ноября 1982 г. а в продажу поступившего в начале следующего года.
Новинка представляла собой переносной чемоданчик весом в 12,5 кг, с процессором Intel 8088 (4,77 МГц) и оперативной памятью 128 КБ (опционально ее можно было расширить до всех 640 КБ). Встроенный монитор обладал диагональю в 9 дюймов – для сравнения, Osborne 1 мог похвастаться, помимо устаревшего 8-битного ЦПУ, только дисплеем с миниатюрными пятью дюймами (13 см). Помимо зеленого текстового режима из 25 строк по 80 символов, монитор Compaq Portable оснащался также оригинальным цветным адаптером CGA, даже превосходившим по качеству таковой у IBM PC. В качестве носителя данных применялись два 5-дюймовых дисковода по 360 КБ – один из них можно было за дополнительную плату заменить на жесткий диск объемом в 10 МБ. Стандартная конфигурация предлагалась покупателям за 3590 долларов, что также выгодно отличало переносной ПК Compaq от конкурентов – таких, как появившийся почти одновременно с ним канадский Hyperion, стоивший около 5 тысяч и отличавшийся и меньшим размером монитора (7 дюймов), и гораздо меньшим уровнем IBM-совместимости.
Не удивительно, что дебют Compaq оказался громким и успешным. За первый год было продано 53 тысячи экземпляров ПК на сумму 111 миллионов долларов – компания стала первым стартапом в истории, сразу же взявшим планку в 100 млн. За последующие годы, с выводом на рынок новых портативных и настольных моделей, прибыли только увеличивались, достигнув в 1987 году цифры в 1 миллиард. Не последнюю роль в этом деле сыграло и умелое руководство Каниона – вместо жесткой дисциплины и иерархии, привычной для большинства американских компаний, его стиль отличался мягкостью и демократичностью. Главный офис Compaq располагался не где-нибудь в городском небоскребе, а в кампусе посреди леса, безо всякого деления на кабинеты для начальства и подчиненных. Традиционной была и ориентация на качество, на создание и поддержании репутации самого надежного производителя ПК – а также на продажу исключительно при помощи сети дилеров.
Конечно, все хорошее когда-нибудь заканчивается, и к 1990-м годам Compaq стала терять ведущие позиции на рынке, будучи не в силах вести ценовые войны с японскими и китайскими производителями. В 1987 году компанию покинул Билл Мурто, а спустя четыре года – и Канион с Харрисом, разошедшиеся с Беном Розеном во взглядах на стратегию развития своего дела. К тому времени Compaq Computer Corporation все еще была крупнейшим поставщиком ПК, владея долей в 13% мирового рынка, но уже в 2001 году она оказалась на втором месте, уступив первенство Dell. А еще через год компания была за $25 млрд. приобретена Hewlett-Packard, занимавшей в этом списке третье место – и в итоге сразу прыгнувшей на первое. Некоторое время HP использовала купленную торговую марку для своей дешевой продукции – но пришел конец и этой жизни после смерти: последний ноутбук Compaq Presario был выпущен в 2010 году...
Автор:Юрий Мелков