Почему “Фердинанд” Жеглова и Шарапова это "Опель": на чем должны были ездить герои “Место встречи изменить нельзя” (20 фото)
Категория: Ностальгия, PEGI 0+
23 января 2019
Иван Копытин рядом со своим верным другом. Надпись УралЗиС читается отлично
Наряду с прекрасными ролями прекрасных актеров – помимо Высоцкого нельзя не отметить блестящие работы Сергея Юрского, Ивана Бортника и Виктора Павлова – в детективной истории по роману братьев Вайнеров самое активное участие принимает и герой неодушевленный. Речь, конечно же, об автобусе по прозвищу “Фердинанд”, на котором передвигаются сотрудники МУРа, расследуя преступления в послевоенной столице.
Характерный угловатый автобус зеленого цвета появляется в кадре уже в самом начале фильма. Видно, что шофер Иван Копытин очень привязан к машине, следит за ней, хотя и жалуется на вполне естественный в послевоенное время недостаток запчастей: “Мне бы вот два ската на задок и цены бы ''Фердинанду'' не было!”
Иначе как “Фердинандом” муровский автобус в ленте никто не называет. Прозвище же в честь немецкой самоходки Ferdinand (автором этой грозной ПТ САУ был, к слову, сам Фердинанд Порше) объясняется специфическим чувством юмора сотрудников уголовного розыска. “Это вот наши балбесы окрестили машину, мол, похож на самоходку немецкую” – рассказывает Копытин Шарапову.
В книге 'Фердинанд' выкрашен в сине-красную ливрею московской милиции. В фильме он нейтрального зеленого оттенка
При этом у зрителя не возникает сомнений в происхождении автобуса. Контуры кабины ЗиС-5 вообще трудно с чем-то перепутать, кроме того в некоторых сценах видна эмблема на решетке радиатора. Тут-то и начинается самое интересное. В романе “Эра милосердия”, который и лег в сюжетную основу фильма, авторы совершенно четко объясняют почему муровский автобус прозвали “Фердинандом”. Дело в том, что в оригинале он был немецким!
Самоходка Ferdinand, поделившаяся именем с МУРовским автобусом
Вот как братья Вайнеры описывают “Фердинанда” на страницах своей книги. “Во дворе около столовой стоял старый красно-голубой автобус с полуоблезшей надписью "Милиция" на боку. Трофейный "Опель-Блитц" наверняка за долгую свою жизнь повидал виды. От старости и того невыносимо тяжелого груза, что пришлось ему повозить за долгие годы, просели рессоры и высохли амортизаторы, машина будто припала к земле громоздким брюхатым кузовом на хилых перелатанных баллонах и неуклюжей статью своей и плоской придавленной мордой походила на огромного больного бульдога”. Вот еще: “…и верно, в приземистой, кургузой машине было что-то общее с тупым, напористым ликом самоходного орудия”.
Первый Opel Blitz, построенный уже в тесном сотрудничестве с GM в 1930-м, на самом деле сильно напоминает и ГАЗ-АА, и ЗиС-5
Отдадим должное авторам за не просто яркое, но и технически подробное описание – оно действительно помогает разобраться в запутанном происхождении модели. Кажется, что здесь особо выяснять- то? Ведь Вайнеры упоминают даже конкретную модель! Увы, этого факта мало. Дело в том, что линейка “Опель-Блитц” вместила в себя великое множество различных вариантов и выпускалась на протяжении… 45 лет!
А вот это уже Blitz 3,6 второго поколения. Один из самых массовых грузовиков Второй мировой
Автобус на его базе. Согласитесь, в 1945-м такого красавца вряд ли можно было считать устаревшей конструкцией, 'видавшей виды'
По сути Blitz это не конкретная модель, а своеобразный грузовой суббренд фирмы “Опель”. Первое поколение было представлено еще в 1930-м и выпускалось в нескольких базовых вариантах с полезной нагрузкой в одну, две и две с половиной тонны. Гораздо большую известность получило второе поколение Opel Blitz, дебютировавшее в 1937-м. Этот 3-тонный грузовик стал самым массовым автомобилем Вермахта – только на “опелевском” заводе в Бранденбурге их собрали свыше 80 тысяч единиц. Кроме того, здесь же делали шасси с пониженным уровнем пола, предназначенным для установки автобусным кузовов.
Однако, едва ли “Фердинанд” из “Место встречи изменить нельзя” был “Блитцем” второго поколения. Вспомните как подробно Вайнеры описывают преклонный возраст “видавшего виды” автобуса. При этом 3-тонный Blitz образца 1937 года даже в 1945-м оставался одним из самых современных на тот момент грузовых автомобилей мира.
У 'студера' мотор втрое? Значит в погоню за Фоксом МУРовцы бросились на чем-то менее мощном, нежели Opel Blitz 3,6 или даже ЗиС-8…
Есть и другая улика против его кандидатуры. Ведь 3-тонный Blitz оснащался 3,6-литровым шестицилиндровым мотором мощностью 75 л.с. Что идет вразрез со знаменитой фразой Копытина (в книге он, кстати, Копырин) во время погони за Фоксом: “Как же, Глеб Егорыч, ''не отставай''? У ''Студера'' мотор втрое…”
Вот таким, весьма вероятно, братья Вайнеры представляли настоящий 'Фердинанд'. На снимке автобус на базе Opel Blitz первого поколения
Шестиколесный Studebaker US6, на котором герой Белявского с подельником удирали от ресторана “Астория”, развивала мощность порядка 90 л.с. Больше, конечно, чем у “Опеля”, но ведь не втрое же! Скорее всего речь в книге идет о первом поколении Blitz с 1-тонным или 1,5-тонным шасси. Именно эти версии оснащались слабенькими четырехцилиндровыми моторами мощностью 30-40 л.с., заимствованным у легковых “опелей”. В таком случае фраза про тройной проигрыш “Студеру” в “лошадях” кажется куда более правдоподобной.
Еще один вариант на тему шасси Opel Blitz I
Автобусы на базе Opel Blitz первого поколения действительно выпускались, хотя и в небольших количествах. Причем, как и описывали Вайнеры отличались они “неуклюжей статью” и “плоской придавленной мордой больного бульдога”. На нужды Вермахта эти автобусы изначально не шли. Однако, с началом военной кампании в Германии активно реквизировали технику у частных лиц – все для фронта, все для победы только по-немецки. Можно предположить, что именно таким образом “Фердинанд” попал сначала на фронт (как вариант в прифронтовую зону), а затем и в число трофеев Советской Армии, в конце-концов оказавшись прикомандированным к управлению Московского Уголовного Розыска.
Конфискованные гражданские 'опели' нехотя примеряют мундир военного времени
Почему же в телесериале “Место встречи изменить нельзя” “Опель” вдруг превратился в ЗиС? Все проще простого – на момент начала съемок живых автобусов на шасси Blitz просто не осталось. Первого поколения во всяком случае. Что уж там говорить, если и ЗиС был не совсем настоящим…
Довольно популярным отечественным автобусом довоенного периода был ЗиС-8, построенный на шасси грузовика ЗиС-11 (по сути удлиненная версия ЗиС-5). В середине 30-х выпустили немногим больше полутысячи “восьмерок”. Затем автобусы на шасси ЗиС-11 в частном порядке строили различные авторемонтные базы. В любом случае, к концу 70-х ни один из них не сохранился. Во всяком в состоянии пригодном для участия в съемках. Роль-то у “Фердинанда” насыщенная. Это не просто пятно или фон в кадре, во всех сериях зеленый автобус куда-то едет, жалобно подвывая трансмиссией.
Вот так выглядел настоящий ЗиС-8 на удлиненном шасси ЗиС-11. Машина отреставрирована в наши дни
А вот сделанный специально для съемок 'типа ЗиС-8' на коротком шасси УралЗиС-5. На родных зисовских машинах стояли двухоконные колеса
Съемочной бригаде “Место встречи изменить нельзя” ничего не оставалось как организовать постройку автомобиля (вернее автобуса) специально для фильма. По заказу киношников машину построили на московском авторемонтном заводе “Аремкуз”, располагавшемся недалеко от Павелецкого вокзала. Правда в качестве основы взяли шасси стандартного ЗиС-5 – исторически правильных удлиненных ЗиС-11 тоже на тот момент уже не осталось.
Вот такая получилась история. И последнее. В книге еще одна легендарная фраза Копытина “про Сокольники” также звучит немного иначе: “В Зарядье он, сука, рвется. Там есть где притыриться”.
Так гораздо колоритнее, по-моему :))
Вот так ЗиС-8 должен был бы выглядеть по описанию в романе. С поправкой на то, что он еще должен был быть 'Опелем'
Еще одна интересная конструкция на шасси Blitz I. Автобус-полуприцеп! Сейчас такое и представить сложно…