Россияне стыдятся бедности и развала СССР, но вместе с тем гордятся присоединением Крыма (9 фото)
Социологи Левада-центра провели в ноябре-декабре опрос, и теперь опубликовали его результаты. Ими любезно поделились с нами РБК.
Первый вопрос был о национальной идентификации. Как оказалось, с Россией-матушкой у россиян ассоциируются общие история и прошлое (53%; год назад 46%), территория (35%), место рождения (33%), природа (25%) и государство (22%).
Когда речь зашла о гордости за Россию, то стало ясно, что жители нашей страны гордятся победой в Великой Отечественной войне (87%), освоением космоса (50%), великой русской литературой (40%), достижениями науки (37%). Из современных событий гордость у россиян вызывает возвращение Крыма в Россию (45%, третье место).
Обращение к прошлому происходит, когда недостаточно оснований для гордости в настоящем, прокомментировала РБК результаты опроса социолог Левада-центра Карина Пипия.
«Отсюда и стыд за то, что развалили такое государство, особенно среди старших поколений, — объясняет Пипия. — Современной позитивной и коллективно разделяемой идеи, вокруг которой могло бы солидаризироваться фрагментированное российской общество, без обращения к прошлому и истории в настоящее время нет».
Третьим оказался вопрос о том, за что россиянам стыдно.
В первую тройку явлений, за которые россиянам стыдно, вошел и распад СССР. За год на 12% (с 33 до 45%) выросло число респондентов, стыдящихся этого события.
Следующим стал вопрос о величие России, и с каждым новым опросом величие страны росло.
В 2018 году 35% россиян считают родину великой державой, а 40% склоняются к этому ответу.
Политолог Николай Миронов считает:
«Чем беднее люди, тем больше в их сознании диссонанс. И в пропаганде относительно внешней политики россияне чувствуют подвох: если мы такие великие, то почему от нас отвернулись многие страны, а другие мало дорожат нашей дружбой? — поясняет Миронов. — Конфликт с Белоруссией, странная история с Курильскими островами наводят на мысль, что Россию, может быть, не так и уважают и что многое еще надо сделать, чтобы реально восстановить величие».