Чтобы морем из Анадыря добраться в точку "Х" нужно выйти из Анадырского лимана. Почему типично черноморский гидрографический термин, обозначающий залив или бухту появился на карте северо-востока Евразии остаётся загадкой. Но факт есть факт, лиман (по научному эстуарий - место соединения моря и реки) на Чукотке есть. Есть даже два лимана, но про второй я расскажу в другой серии постов.
В понимании обывателя любой залив лучше открытого моря. Так скорее всего и есть, но Анадырский лиман редкое исключение. Не раз приходилось слышать от любителей морских путешествий: "Нам всего то и оставалось пройти лиман и оказаться в Анадыре. Но как же мы были наивны. "Всего-то" совсем не то определение для Анадырского лимана".
В первый день, наша экспедиция выйти из лимана не смогла - штормило. Катер болтало, кидало, стукало. Возвращение, полуночёвка и ранним утром ещё одна попытка. Небо и земля, по сравнению с тем, что было 10 часов назад. Волна есть, но вполе обычная, скорость чуть меньше крейсерской и часа через полтора мы выходим в открытое море. Открытое море это залив Берингова моря. С названием залива гидрографы тоже не заморачивались - Анадырский. Река Анадырь, образуя Анадырский лиман впадает в Анадырский залив. Главное помнить последовательность: река-лиман-залив, ну или наоборот.
На море тишь да гладь. Но что это там? Буй? Два буя и палка какая-то? Да это никак перемёты! Или краболовки? Но кто их здесь поставил? Через километр ещё буи, потом ещё и ещё. Это, теоретически могут быть браконьеры, но буёв много и расстянулись снасти на пару десятков километров. Вряд ли браконьеры так близко ставили снасти от Анадыря. Вскоре показалось и само рыболовное судно. Чьё разглядеть не удалось, слишком далеко от берега.
Промысловая краболовная снасть
Сейнер А море, тем временем из спокойного превратилось в спящее. Укрылось "масляным" одеялом. Такое состояние моря моряки любят и ненавидят. Ненавидят, потому что такое море убаюкивает почище маминой колыбельной. Капитан передаёт мне штурвал, а сам погружается в дрёму. Море спит, команда спит, чайки и те сонные сидят на воде, Минут через 20 и меня начинает срубать. Курю одну за одной, фотографирую унылые берега, изучаю почти ровную береговую линию в навигаторе - делаю всё, чтобы взбодриться. Часа хватило капитану на перезагрузку. С радостью отдаю штурвал и тут же отрубаюсь.
Но выспаться не удалось. Часа через полтора меня будят.
- Жень, вон за тем мысом Беринговский?
С просоня ничего не могу понять. "Ну, да," - отвечаю я. Чуть погодя просыпаюсь окончательно.
- Вот черти. У вас же навигатор есть!
- Нам скучно, что-то стало...
Длинные плоские берега Анадырской низмености закончились. Появились горы Корякии. Горы, словно куличики в детской песочнице сначала стояли отдельно ровными пирамидками, потом километры стали съедать геометрию разрушая "пасочки" и приделывать горам "крылья". А через некоторое время крылья гор "взялись за руки" образовав единую горную цепь. Но цепь так и осталась далеко, не смотря на то, что с каждой минутой расстояние между нами сокращалось. Главная метаморфоза произошла с берегом. Он начал расти. Рос, рос и вырос в каменную стену мыса Барыкова. Рядом с мысом маяк, чуть поодаль водопад, на сопке строения. Улыбась, знакомые места, здесь я уже был.
Ещё минут десять и мы заворачиваем за мыс Барыкова. Перед нами открывается панорама посёлка Беринговского и огромная акватория бухты Угольной, на рейде которой стоят суда.
Корякское нагорье, хребет Кэнкэрен
Мыс Барыкова (на переднем плане), мыс Отвесный (вдали)
Начало Берега разбитых кораблей
Мыс Барыкова
Светящий навигационный знак (СНЗ) Барыкова (до 1992 г. автоматический маяк Барыкова штатный номер 3530). Высота башни 8 метров, высота берегового обрыва 94 метра.
Мыс Барыкова
Бухта Угольная, акватория морского порта Беринговский. Автор basov_chukotka