Экипаж провел на льдине два месяца в условиях полярной зимы (10 фото)
Категория: Интересные фоторепортажи
19 сентября 2018
Прогуливаясь по одной из центральных улиц Санкт-Петербурга и увидев большое желтое здание с колоннами и куполом, напоминающее храм, сложно догадаться, что это Российский государственный музей Арктики и Антарктики, если бы не большая надпись на архитраве, указывающая на это.
Музей был открыт в 1937 году в здании бывшей единоверческой Никольской церкви. Но решение об открытии было принято намного раньше. В 20—30-е годы началось активное исследование Арктики и Северного морского пути, в 1930 году утвердили создание Всесоюзного арктического института (ВАИ), в подвалах которого хранились первые экспонаты музея, а в 1933 году для него нашли здание.
В первые годы своего существования музей шел в ногу со временем и оперативно освещал все важные события, происходившие тогда в Арктике, открывал новые разделы экспозиции, проводил выездные выставки. Но с тех пор в его стенах мало что изменилось: переступая порог, попадаешь в машину времени и оказываешься в прошлом веке. Диорамы, посвященные природе Арктики, макеты и чучела животных, находящиеся здесь со дня основания, старые карты и фотодокументы, экспедиционное снаряжение того времени, личные вещи полярников
При входе в музей под сводами потолка посетителей встречает самолет Ш-2 — первый советский серийный самолет-амфибия конструкции В.Б. Шаврова. Его прототип — самолет Ш-1 — был создан в 1928 году в обычной квартире многоэтажного дома: готовые узлы и детали были спущены через окно третьего этажа и собраны во дворе. По характерам повреждений самолета, который висит в музее, установили, что именно он мог участвовать в легендарной экспедиции на ледокольном пароходе «Челюскин». В задачи экспедиции входило закрепить схему движения по Северному морскому пути и пройти его за одну навигацию. В Чукотском море «Челюскин» вмерз в крупную льдину, несколько месяцев дрейфовал вместе с ней, в итоге был раздавлен льдинами и затонул. Экипаж успел выйти на лед и провел на льдине, разбив там лагерь, два месяца в условиях полярной зимы. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации в суровых и непредсказуемых условиях Арктики и продлилась с 5 марта по 13 апреля 1934 года, все участники были спасены. На борту «Челюскина» ледовым разведчиком служил самолет Ш-2, после гибели парохода Ш-2 выгрузили на лед, а позже, во время эвакуации, летчик и бортмеханик самостоятельно прилетели на нем со льдины на землю.
Центральное место в экспозиции отдела о природе Арктики занимает макет в виде глобуса с рельефной картой Северного полушария — на нем можно увидеть, что представляет собой Арктика и где располагаются ее границы.
На белом полотне, имитирующем снег, находится палатка первой дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс». В 1937 году на льдину в район Северного полюса была доставлена группа исследователей — начальник экспедиции И.Д. Папанин, гидробиолог и океанолог П.П. Ширшов, астроном и магнитолог Е.К. Федоров и радист Э.Т. Кренкель. Четверо полярников провели в экспедиции 274 дня — с мая 1937 года по февраль 1938 года — и занимались исследованием метеорологических условий, морских течений и льдов в самом центре Арктики.
Каждые четыре часа радист должен был снимать и отправлять данные наблюдений. Для зарядки батарей радиостанции использовали ветрогенератор. А если ветер был слишком сильным или, наоборот, слишком слабым, то папанинцы пользовались генератором из переделанного велосипеда. Причем крутили его, как правило, не ногами — в объемной экипировке это не очень удобно, а ставили на санки и крутили руками.
В 50-е годы на дрейфующих станциях основным видом жилья были уже не палатки, а деревянные передвижные разборные домики. Это домик научной дрейфующей станции «Северный полюс — 3», открытой в 1954 году. Начиная с СП-3, на каждой дрейфующей станции присутствовал врач. Дом был на полозьях, чтобы его удобно было перетаскивать с места на место. С каждой новой дрейфующей станцией домики совершенствовались и становились удобнее.
Медведица Маша живет в музее уже около двадцати лет.
Первыми хозяевами морской Арктики были поморы — коренное население современных Архангельской, Мурманской областей, республики Карелия и Ненецкого автономного округа. Задолго до экспедиций Баренца по поиску северного пути в Азию поморы осваивали огромные пространства арктических морей от Кольского полуострова до Чукотки, открывали арктические острова и земли, были на Новой Земле, ходили до Шпицбергена. Поморы строили и плавали на особых парусных суднах — кочах. Корпус судна имел яйцеобразную форму, благодаря которой, как предполагалось, коч выжимается на поверхность льда, а не раздавливается льдинами.
В 1961 году участник шестой советской антарктической экспедиции врач-хирург Леонид Рогозов сам себе удалил аппендикс. Возможности улететь или вызвать какого-то другого врача не было, оставался единственный выход — оперировать самого себя. Помогала команда: метеоролог подавал инструменты, инженер-механик держал зеркальце и направлял свет. Операция длилась 1 час 45 минут, через несколько дней были сняты швы. На фото инструменты, которыми Рогозов проводил операцию.
В полярной экипировке использовалась электрическая спираль для подогрева воздуха. На теле под костюмом висел аккумулятор, а спираль у лица подогревала вдыхаемый воздух.
Подробно в источнике: chrdk.ru