Сколько украинцы заплатят за угольное обещание Трампа
Категория: Политика
1 июля 2017
Украина просит у США миллионы тон угля", "Трамп: США готовы поставлять Украине миллионы тон угля", "Первая партия американского угля прибудет в Украину до августа" – историю украинско-американского угольного гешефта можно воспроизвести по заголовкам последних дней.
Этот невиданный энтузиазм вызывает определенные вопросы. Хотя бы потому, что уголь, который закупался в США в прошлом году, шел к нам по цене 112 долларов за тонну (в целом, по данным Госстата, на 212 миллионов долларов). В то время как, к примеру, у Польши уголь закупали по 99 долларов за тонну. Допустим, конечно, что польский уголь был бурым и "газовым", а из США шел чистый антрацит. Но, к примеру из ЮАР (если верить нашим чиновникам, конечно) мы получали антрацит по цене меньше сотни долларов за тонну. Более того, украинское правительство якобы обещало организовать спешное переоборудование генерационных мощностей, "заточенных" под антрацит, на другие сорта угля – чтобы не зависеть от российского и донецкого антрацита.
Все это вместе порождает легкое подозрение относительно того, что США – единственный или даже наиболее экономически выгодный партнер в вопросе закупки угля.
Но вся история не ограничивается суровыми экономическими реалиями. Потому что отношения президента США и американской угольной отрасли – это отдельная тема.
Во время предвыборной агитации, когда Трамп обещал в обязательном порядке вернуть к жизни "ржавый пояс Америки", проблемы закрытия угольных шахт шли, наверное, на третьем месте после полумертвого автодрома и весьма проблемной металлургии. Что и не удивительно – за последние семь лет, по мере перехода на экологически чистые источники энергии – вроде солнца и ветра, а также на более чистый, чем уголь природный газ, эта индустрия потеряла в США более 60 тысяч работников. Бывшие шахтеры не очень охотно осваивают новые специальности, добавляя к показателям безработицы, а некоторые шахтерские городки потихоньку умирают, не имея других источников дохода, демонстрируя при этом печальную для сердца Трампа картину запустения и развала "большой индустрии".
Месяц назад Дональд Трамп с помпой сообщил, что он будет присутствовать на открытии новой шахты – намекнув, что причастен к "шахтерскому возрождению". Мерзкие журналисты же разузнали, что шахту начали строить еще до победы Трампа, и работать на ней будут 80 человек. С "планами расширения" до 100 работников. "Победа" вышла какой-то неубедительной.
Поэтому возможность увеличить сбыт американского угля на миллионы тонн, продемонстрировав при том поддержку Украины и противодействие России, для Трампа является чистым подарком судьбы. Свидетельством выполнения предвыборных обещаний – и заодно поводом, чтобы поговорить про "золотой век американской энергетики", связанный с его президентством.
И ничего плохого в этом бы не было, если бы не один-единственный вопрос. Кто будет платить за этот "праздник американских шахтеров"? Потому что если администрация Трампа с помощью каких-то экономических механизмов обеспечит невысокую стоимость угля, компенсируя Украине расходы любым другим образом - это одна история. Если же администрация президента Трампа запишет себе "электоральный плюсик", а украинцы получат очередное "письмо счастья" от Национальной комиссии по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг об очередном подорожании энергетического угля (которых в этом году было уже два), то стоя аплодировать новому украино-американскому соглашению почему-то не тянет.
Да и практика заключения экономических контрактов, исходя из политических потребностей момента, в Украине далеко не лучшая. Кто не верит – может почитать о подробностях Стокгольмского арбитража между Нафтогазом и Газпромом, контракт между которыми тоже стал результатом политики, поставленной перед экономикой. А нам остается надеяться, что финал украинско-американского угольного соглашения будет не таким печальным.