Почему теракты являются беспроигрышной рулеткой для Путина
Категория: Политика
4 апреля 2017
Как в российской, так и в мировой прессе с удивительной скоростью множатся версии и гипотезы относительно возможных исполнителей вчерашнего теракта.
Главных версий три. Одна – очевидно, сейчас приоритетная, указывает в сторону исламистского подполья. Согласно с ней, теракт на станции метро в Санкт-Петербурге совершил юный уроженец Кыргызстана. "Мы подтверждаем, что подозреваемый в организации теракта является уроженцем Киргизии, гражданином России Акбаржоном Джалиловым, 1995 года рождения, уроженец города Ош", - сообщили в Комитет национальной безопасности Киргизии.
При том, по информации близких к следствию российских СМИ, Джалилов был совсем не "сумасшедшим одиночкой" вроде тех, что совершали теракты в Европе на протяжении последнего года – за ним стояло то ли Исламское государство, то ли, с большей вероятностью, близкие к нему руководители некоторых северокавказских радикальных исламских группировок-джамаатов. По данным российской разведки, многие из этих людей успели повоевать в Сирии, а сейчас живут в Турции. Так оно в реальности или нет – сказать сложно, но если эта версия официально будет признана как приоритетная, то российско-турецкие отношения ждут новые непростые времена.
Не обошлось, как водится, и без "бандеро-фашистского следа". Точнее, рассматривается версия причастности к взрыву не украинских диверсантов, а российских нацистов, которые (вот сюрприз) поддерживают "тесные отношения" с "фашиствующими группировками из Украины".
По данным российских СМИ, следствие считает, что теракт могли совершить "недоловленные" в свое время члены питерского филиала Национал-социалистического общества (НСО), кровавой, наверное, террористической организации российских ультраправых, на руках членов которой десятки доказанных в суде убийств, и сотни нераскрытых. В пользу этой версии, как считают российские правоохранители, говорит тот факт, что взрывное устройство было сделано из плавленого тротила, который традиционно использовали для "адских машинок" питерские нацисты, а не из популярного на Кавказе аммонала.
И достаточно весомой остается почему-то совсем не представлена в российских СМИ версия относительно причастности к взрыву собственно российских спецслужб. Хотя некоторые факты и говорят на вред такого сценария. Потому что если взрыв на самом деле совершен смертником, то исключительно ФСБшное управление терактом выглядит маловероятным. Использования смертников стараются избегать любые спецслужбы. В отличии от взрывчатки с детонатором, "живой материал" всегда может повести себя не так, как от него ждали.
Хотя при том абсолютно не исключен и вариант, при котором спецслужбы знали о подготовке теракта (слухи об этом циркулируют – даже в российских СМИ) – но решили ему не препятствовать.
При том при любых результатов следствия российская власть оказывается в интересной ситуации, которая, казалось бы, грозит заметными репутационными потерями. Ибо вся история ставит перед россиянами непростые и нетривиальные вопросы.
Если бомбу взорвали исламисты, то как с обещанием Путина "мочить террористов в сортирах", данным еще в 1999 году? За 18 лет процесс, как видим, не завершен, и на самовзрыв уже идут смертники, не намного старше приснопамятной фразы Владимира Путина.
Более того, в 2015 году Россия отправила войска в Сирию, чтобы "бить врага в его логове". Прошло два года – и за это время террористы взорвали российский самолет над Египтом с 224 пассажирами (хотя, по официальной версии, он взорвался "сам по себе"), и добрались до питерского метро. Получается, что Россия явно проигрывает войну с исламским террором – несмотря на многочисленные расходы и широкие полномочия спецслужб и руководства страны.
Если взрыв совершили российские нацисты – это тоже выглядит не лучшим образом. Потому что можно сколько угодно говорить про "киевскую хунту", или, например, о Вороненкове, который погиб из-за того, что оказался в "опасной среде" – но ни один из украинских нацистов взрывами ни в Киеве, ни во Львове или в Харькове вроде не занимается.
Впрочем, с точки зрения путинской вертикали, все совсем не так. Потому что если спецслужбы пресекают теракты – пусть и вполне вымышленные, им нужно создать лучшие условия для работы. А если спецслужбы не могут справиться с террором и террористами, то это не свидетельствует о неэффективности спецслужб. Просто в них мало финансирования, людей и полномочий. А всякий, кто думает иначе – тот пособник террористов.
Поэтому следующий сеанс "закручивания гаек" в российском обществе представляется действительно неизбежным. Да и разговоров о коррупционном скандале на фоне пролитой крови тоже, конечно, поубавится.