Дом на Владимирской: "штаб-квартира" Центральной Рады
Категория: Политика
24 марта 2017
Средства на строительство Педагогического музея на улице Владимирской, 57 пожертвовал купец І гильдии Семен Могилевцев. Это была огромная по тем временам сумма в 500 тысяч рублей. Проект здания разработал выдающийся киевский архитектор Павел Алешин. Закладка первого камня состоялась в 1-м часу дня 12 августа 1910 года – в тот самый момент, когда исполнялось 6 лет наследнику российского престола цесаревичу Алексею, сыну императора Николая II. Соответственно, сооружение в стиле модерн на основе русского ампира получило название "Педагогический Музей Цесаревича Алекс?я". В специальную нишу фундамента заложили металлическую памятную таблицу, которая хранится там по сей день. Барельефы на стенах выполнили скульпторы Леопольд-Август Дитрих и Василий Козлов.
Освящение фундамента и закладка памятной таблицы (12 августа 1910 года)
Освящение завершенного здания состоялось 10 сентября 1911 года при участии Председателя Совета Министров Российской империи Петра Столыпина, которого через четыре дня в киевском оперном театре смертельно ранил террорист Дмитрий Богров. Еще более года продолжались работы по внутренней отделке, и 18 октября 1912 года здание торжественно открыли для доступа киевлян и гостей города. Первым директором Педагогического музея стал известный украинский деятель народного образования Александр Музыченко.
Строительство идет полным ходом (1911 год)
Однако собственно Педагогический музей в этих стенах существовал недолго – до начала Первой мировой войны. В дальнейшем экспозицию эвакуировали в Курск и Орел, а дом реквизировали для военных нужд. С декабря 1915 года в нем разместили военную школу летчиков-наблюдателей. Начальником школы был подполковник Николай Гаммер, немец по происхождению, который во время войны сменил свою фамилию на русифицированную – Молотов.
Работа кипит
В марте 1917 года началась Украинская революция. В Киеве на Владимирской, 42, было создано Украинскую Центральную Раду во главе с Михаилом Грушевским, о чем мы рассказывали в предыдущем материале. Но полуподвальное помещение оказалось слишком тесным для такой организации. Поэтому уже 24-25 марта УЦР получила разрешение от исполнительного комитета города Киева на переезд в здание бывшего Педагогического музея. Этому решению поспособствовал член исполкома Совета объединенных общественных организаций Киева Николай Порш, который заведовал всеми общественными помещениями города.
Осень 1912 - весна 1913 (На фото еще видно лес)
Но сначала УЦР пришлось ютиться в нескольких неудобных помещениях дома. По словам Н. Грушевского, "Рада для своих собраний получила от городской Думы в Педагогическом музее якобы две комнаты, а собственно одну, которая была потом моим кабинетом, когда
Центральна Рада завладела всем домом, а вторая – это был темный коридорчик, куда выходили двери из всех комнат". Секретарь УЦР Михаил Еремиев сообщал о натянутых отношениях между Радой и военной школой летчиков-наблюдателей,
"которая с неохотой и пренебрежением отступила нам один достаточно большой покой, из которого мы сделали залю заседаний, и две умывальные, где был расположен Секретариат. На умывальники мы положили доски для черчения, которых было много, и это были столы". Первые помещения, которые получила УЦР в доме, располагались на втором этаже (по современной нумерации – комнаты 200, 201 и 202).
Дореволюционная раскрашенная фотография (открытка)
Материальное обеспечение будущего украинского парламента также было скверным. Не хватало чиновников, мебели, письменных машинок и машинисток. М. Еремиев по согласованию с М. Грушевским принялся решать бытовые проблемы:
"Были закуплены мебель, машинки, поставлены телефоны, нанятый заведующий хозяйством, веселый причуд Защищало". Уже 26 марта на доме по Владимирской, 57, поднят украинский национальный флаг. Однако только через год с главной стены сбили российского жестяного двуглавого орла и надпись "На Благое Просв?щеніе Русскаго Народа", а вместо этого установили украинский Трезубец.
В первой половине сентября 1917 года военную школу летчиков-наблюдателей перевели в Евпаторию, а Центральная Рада заняла все здание бывшего Педагогического музея. Общее количество членов Рады составляло 798 человек (по другим данным – 822 или 848). Именно в доме на Владимирской, 57, утверждали исторические решения Рады: принимали четыре Универсала, провозглашали автономию, а затем и самостоятельность Украинской Народной Республики, принимали Конституцию УНР.
Михаил Грушевский перед домом УЦР, (декабрь 1917 года)
Во время боев с большевиками в январе-феврале 1918 года дом пострадал. Тогдашние газеты писали:
"В стеклянный купол над большим залом Центральной Рады попадает несколько пуль и слышно, как цокают пули и кусочки стекла из стеклянного верха сыпятся... Несколько депутатов пересаживается с середины зала ближе к стенам... Все заседание шло под непрестанные взрывы гранат и шрапнели, которые рвались недалеко". Большевистские снаряды также повредили стену здания.
У выхода из дома, декабрь 1917 года (кадр кинохроники)
29 апреля 1918 года произошел гетманский переворот, в результате которого Центральная Рада прекратила существование. При власти Павла Скоропадского на Владимирской, 57, происходили мирные переговоры между делегациями Украинского Государства и Советской России. После падения Гетманата и восстановление УНР, в доме на некоторое время интернировали более тысячи офицеров, которые защищали режим П. Скоропадского. Одним из них был талантливый 24-летний киевский авиаконструктор Александр Карпеко. Он умер в стенах дома из-за эпидемического заболевания.
Лето 1918 года, фото времен Гетманата Павла Скоропадского (журнал "Глаз")
Существенных повреждений здание бывшего Педагогического музея претерпело вследствие боевых действий в декабре 1918 – июне 1920 годов, из-за чего некоторое время находилось на ремонте. В разные периоды советской власти здесь действовали Киевский институт международных отношений, Пролетарский музей, Киевский музей революции и истории партии, Киевский областной исполком облсовета. Дольше всего – с 1938 по 1979 годы – Музей В. Ленина. Во время Второй мировой войны дом уцелел просто чудом: перед отступлением из Киева советские войска заложили в него ящики с несколькими тоннами тринитротолуола, но взрывчатка почему-то не сработала, и бывший Педагогический музей избежал печальной участи Крещатика. Его разминировали немецкие саперы, которых успел предупредить неизвестный киевский рабочий. Разминирование даже показывали в пропагандистском киножурнале "Die Deutsche Wochenschau". При нацистской оккупации на Владимирской, 57, находилась Окружная служба по вопросам древней и ранней истории во главе с доктором Гриммом.
Сентябрь 1941 года
К первоначальному назначению дом вернулись только под занавес советской власти. С 1982 года Владимирская, 57, стала Киевским городским домом учителя, при котором действует Педагогический музей. В наши дни здесь расположены также Музей Украинской революции 1917 – 1921 годов, государственная научно-педагогическая библиотека имени. А. Сухомлинского, культурный центр "Кияночка", Киевская организация Профсоюза работников образования и науки Украины и ряд других учреждений. Проходят научные конференции, круглые столы, симпозиумы, выставки, концерты. На доме установлены аннотационные доски в честь Украинской Центральной Рады и с сообщением о намерении возвести памятник Симону Петлюре, мемориальную доску митрополиту Андрею Шептицкому, в фойе – мемориальную таблицу с изображением ведущих деятелей УНР.
Современность бывшего здания парламента
Рядом на улице Владимирской в 1998 году открыт памятник председателю Центральной Рады Михаилу Грушевскому. Макет дома, как одного из символов города, демонстрируется в парке "Киев в миниатюре" (Гидропарк). Изображение здания размещено на реверсе банкноты номиналом в 50 гривен 2004 – 2015 годов выпуска. И все чаще киевляне называют сооружение "Домом учителя" или – по привычке – "Музеем Ленина", а не "Домом Центральной Рады".
Рядом с Центральной Радой в 1997 году установили памятник ее председателю - Михаилу Грушевскому
Узнаваемое здание на банкноте номиналом 50 гривен