Противотанковые ружья Второй мировой войны (12 фото + 5 видео)
Категория: Ностальгия, PEGI 16
17 февраля 2017
СССР
Противотанковое ружьё Рукавишникова
в процессе постановки ПТР в производство выявились многочисленные недоработки в его конструкции (поскольку столь мощные патроны применялись в оружии впервые, высокое давление пороховых газов в канале ствола приводило к тугой экстракции гильз). Требовались специальные меры для обеспечения надежной работы механизмов узла запирания. Обнаружились также и некоторые другие недостатки. Ружьё не обеспечивало безотказности работы автоматики при запылении и угле возвышения выше 50°. Заряжание ружья требовало большого усилия на рукоятку перезаряжания. Во время выстрела большой выхлоп дульного пламени демаскировал расчет.
В 1939 году было выпущено 5 ружей, а 26 августа 1940 года их сняли с вооружения.
На полигонных испытаниях в 1940 г. ПТР Рукавишникова с 400 м пробило по нормали броневой лист толщиной 22 мм. Но на дистанции 200 м и 100 м при испытаниях лист толщиной 30 мм пробит не был вообще (хотя должен был быть пробитым). Проблема была в 14,5-мм патроне с пулей Б-32 со стальным сердечником. Патрон с пулей БС-41 с металлокерамическим сердечником был принят на вооружение только в августе 1941 года (а производство его началось только в октябре), и отсутствие эффективного боеприпаса было существенным аргументом против противотанковых ружей в предвоенный период.
Конкурентом ПТР Рукавишникова стала 23-мм пушка Таубина-Бабурина. Она весила ненамного больше, 78 кг, и монтировалась на том же колёсном станке, что и ружьё Рукавишникова. Было принято решение работы над ПТР приостановить, поскольку «результаты с пехотной пушкой Таубина-Бабурина с приёмником на 9 патронов более предпочтительны».
На фото: пушка Таубина-Бабурина
Противотанковое однозарядное ружьё образца 1941 года системы Дегтярёва (ПТРД)
Предназначалось для борьбы со средними и лёгкими танками и бронемашинами на расстояниях до 500 метров. Также из ружья мог вестись огонь по дотам, дзотам и огневым точкам, прикрытым броней, на расстояниях до 800 м и по самолётам на расстояниях до 500 м.
Немецкие военные специалисты отмечали, что 14,5-мм ПТР доставили значительные неприятности не только для лёгкой бронетехники вермахта, но и для танков — для защиты ходовой части от выстрелов из ПТР на борта немецких танков и САУ пришлось навешивать дополнительные бронеплиты
Проверка боя осуществляется стрельбой одиночными по чёрному прямоугольнику высотой 30 см и шириной 20 см, укрепленному на белом щите высотой 1 м и шириной 1 м. Дальность стрельбы — 100 м, положение — лёжа с сошек, патроны — Б-32.
Бронепробиваемость, мм:
на 300 м — 35,
на 100 м — 40.
Противотанковое самозарядное ружьё обр. 1941 г. системы Симонова
Предназначалось для борьбы со средними и лёгкими танками и бронемашинами на расстояниях до 500 м. Также из ружья мог вестись огонь по ДОТам/ДЗОТам и огневым точкам, прикрытым броней, на расстояниях до 800 м и по самолётам на расстояниях до 500 м. Во время войны некоторые экземпляры этого оружия были захвачены и использованы немцами. Такие трофейные ружья получили наименование Panzerb?chse 784 (R) или PzB 784 (R).
ПТРС тяжелее и конструктивно сложнее, чем ПТРД, но скорострельнее на 5 выстрелов в минуту. ПТРС обслуживал расчёт из двух человек. В бою ружьё мог переносить один номер расчёта или оба вместе (рукоятки для переноски крепились на стволе и прикладе). В походном положении ружьё разбиралось на две части — ствол с сошкой и ствольная коробка с прикладом — и переносилось двумя номерами расчёта.
Бронепробиваемость:
на 100 м — 50-60 мм,
на 300 м — 40 мм.
Производство ПТРС было начато в ноябре 1941 года, в 1941 году было выпущено 77 шт. ружей, в дальнейшем выпуск ружей был увеличен — в 1942 году было выпущено 63 308 шт. ПТРС. Производство ПТРС было прекращено в 1945 году, всего было выпущено 190 615 шт. ружей этого вида
Польша
Karabin przeciwpancerny wz. 35
В августе 1939 года в польской армии имелось более 3500 ПТР.
На ход боевых действий в сентябре 1939 года ПТР существенного влияния не оказали, большая часть ПТР была захвачена вермахтом на воинских складах. Этому способствовали ошибки, допущенные командованием польской армии в предвоенный период — противотанковые ружья считались секретными, хранились в опломбированных ящиках, которые можно было вскрывать только по приказу министра обороны; учебные стрельбы проводились с участием ограниченного контингента военнослужащих-офицеров (при этом, солдаты, которые должны были использовать ПТР, не были с ними ознакомлены)
Некоторое количество этих ПТР осенью 1939 года оказалось в распоряжении Красной Армии, по результатам испытаний была установлена их эффективность в борьбе с бронированными целями:
7-мм гомогенной броневой стали пуля пробивала в 100% случаях на дистанции до 400 м и в 55% случаях на дистанции до 550 м;
10-мм гомогенной броневой стали пуля пробивала в 100% случаях на дистанции до 170 м и в 55% случаях на дистанции до 220 м.
Финляндия
Lahti L-39
В годы Второй мировой войны финский оружейный завод VKT выпустил порядка 1800 противотанковых ружей Lahti L-39, состоявших на вооружении Финской армии до начала 1960-х годов
Lahti L-39 оказалось эффективным при ведении боевых действий на советско-финском фронте. Используя сложные условия рельефа, финны устраивали успешные засады на советские войска. Оно позволяло таким манёвренным группам бороться с лёгкобронированной советской бронетехникой. L-39 был сравнительно портативным оружием, которому финны нашли хорошее применение помимо стрельбы по бронированным машинам. Фугасный снаряд калибра 20 мм хорошо справлялся с бункерами и грузовиками.
Помимо того, это противотанковое ружьё использовали и как антиснайперское средство. Манекен офицера финской армии располагали так, чтобы советский снайпер его видел. Снайпер производил выстрел, демаскируя свою позицию, по которой и производился выстрел из Lahti L-39.
Во время второй Советско-финской войны Lahti L-39 уже не был эффективен против советских средних танков Т-34 и тяжёлых КВ-1, однако противотанковое ружьё удачно использовали против различных полевых укреплений и амбразур. Позже, некоторое количество ружей приспособили в качестве лёгкого зенитного орудия.
Германия
PzB 38,39
PzВ 38 было принято на вооружение в 1938 году. Через год ему на смену пришло упрощённое и облегчённое ружьё PzВ 39, выпускавшееся до 1942 года. Производство было остановлено из-за низкой эффективности PzВ 39 против советских танков Т-34, КВ-1, ИС-1 и ИС-2, а некоторая часть ружей была в дальнейшем переделана в гранатомёты GrB 39 (нем. Granatb?chse 1939).
PzB 38 имело, несмотря на однозарядность, довольно сложную конструкцию: вертикально скользящий клиновой затвор и своеобразная лафетная компоновка, при которой ствол, ствольная коробка и затворная группа после выстрела откатывались назад, открывая затвор и выбрасывая гильзу. Рукоятка ручного открытия затвора находилась справа. На обе стороны ствольной коробки могли крепиться короба с 10 запасными патронами в каждом. Приклад и двуногая сошка — складные.
В отличие от PzB 38 в PzB 39 открытие затвора и экстракция гильзы осуществлялись только вручную, так как ствол был неподвижен. Для открытия затвора использовалась подвижная пистолетная рукоятка. Оружие имело дульный тормоз, фиксированные прицельные приспособления, пристрелянные на 400 м, и складную рукоятку для переноски.
Бронепробиваемость составляет:
на дальности 100 м под углом 90° — 30 мм;
на дальности 300 м под углом 90° — 20 мм.
Великобритания
Boys
В период Второй Мировой войны 1100 «бойсов» поставили в СССР. Передавались они также польским частям в составе Британской армии. Трофейными «Бойсами» весьма охотно пользовался и Вермахт.
«Бойс» мог переноситься одним солдатом на ружейном ремне за спиной.
Впервые «Бойсы» были применены в боевых условиях не британской, а финской армией во время советско-финской войны 1939—1940 гг. Заказы на ПТР «Бойс» британской армией выдавались до января 1942 г., когда стало очевидно, что они уже малоэффективны. На смену им пришли гранатометы «РIАТ». Тем не менее, было выпущено около 69 000 ружей, часть из них была поставлена в США и Канаду. Противотанковыми ружьями «Бойс» вооружались разведывательный вариант бронетранспортера «Universal» -«Scout Carrier».
Бронепробиваемость:
пуля W Mk.1 (стальной сердечник, масса пули 60 г) пробивала 16 мм брони на дальности 100 м под углом 90°;
пуля W Mk.2 (вольфрамовый сердечник, масса пули 47.6 г) пробивала 20 мм брони на дальности 100 м под углом 70°.
Япония
Тип 97
Из-за значительной массы оружия, составлявшей 68 кг с полным боекомплектом и бронещитом, для переноски использовались специальные съёмные рукоятки, позволявшие перемещать Type 97 втроём или вчетвером наподобие носилок.
Под прямым углом бронебойная пуля, выпущенная из Type 97, пробивает 30 мм брони на дальности 250 м (по другим данным только на дальности 100 м). Это позволяло японским солдатам достаточно эффективно поражать легкобронированную технику СССР и США, однако было недостаточным для уничтожения средних танков, например M4 Sherman. Для борьбы с живой силой использовались осколочно-фугасные боеприпасы.
Стрельба ведётся с регулируемых по высоте сошек и упора под прикладом. Приклад имел резиновый амортизатор, наплечник и щёку.
В мае - августе 1942 года в ходе боевых действий на Соломоновых островах противотанковые ружья "тип 97" применялись японскими армейскими подразделениями в качестве противодесантного средства, из них вели огонь по приближавшимся к берегу катерам с десантом. Значительна часть орудий была захвачена армией США, но тони были использованы исключительно для борьбы с дотами.
Для борьбы с японскими танками иногда хватало пулеметной очереди или выстрела из ручного гранатомета что бы поджечь или остановить танк.