Контракт или мобилизация - что лучше стимулирует украинцев защищать Родину
Категория: Политика
18 ноября 2016
В последнее время невозможно не заметить в сети интернет заочное "противостояние" сторонников формирования Вооруженных сил Украины по контракту и сторонников мобилизации . При этом оппоненты приводят самые разные аргументы в пользу своих позиций.
Например, журналист издания "Деловая столица" Михаил Жирохов в одном из материалов, комментируя возвращение на передовую батальона "Донбасс", отметил: "На фоне ухода последних мобилизованных и прихода явно недостаточного количества, скажем прямо, мало мотивированных на войну контрактников, это серьезное пополнение".
Солидарен с ним и известный волонтер Роман Доник: "С уходом мобилизации, мы рискуем получить реванш в армии. От тех старорежимных отбывателей, которых, как показала практика, большинство. Мы рискуем получить снова закрытую систему с напрочь отсутствующим фидбеком снизу.
Если раньше в учебках учили мобилизованных, которые могли потребовать обучение и поднять шум, то сейчас я все чаще слышу от общества – они контрактники, это их выбор, они знали, куда шли. Сейчас армия плавно превращается в ту, довоенную армию. Зарегулированную бумагами, где главный результат – это отчет и красивый рапорт. Сейчас, обучение плавно возвращается на прежний уровень, вновь становясь профанацией, но с полным порядком на бумаге.
Сейчас, можно закрыть рты контрактникам и не пустить журналистов. Потому что вот того раздражителя, подневольного, но из свободных людей по мобилизации, больше нет. Есть контрактники, которых можно прессовать и гнобить. Причем по уставу. Можно делать их жизнь невыносимой. И все по правилам. Именно поэтому, так много желающих разорвать контракт".
Редактор раздела "Война" на Depo.ua Андрей Коваленко также нашел аргументы в пользу мобилизации: "Мобилизованные, так или иначе, были свободными людьми внутри системы. Их призвали или принудительно, или они пришли по собственному желанию. И то и другое давало им свободу в системе, от которой они зависели не полностью. Большинству из них было плевать на старые порядки в армии и штабных офицеров, которые жили еще советским прошлым. С контрактниками ситуация будет немного иной – они не будут идти против системы. У них есть зарплата, а все остальное – не их дело. Старая система сможет заткнуть рот особо борзым по уставу. Даже тем, кто воевал и подписал контракт. Разорвать же его во время особого периода нельзя".
А вот известный волонтер и блогер из Днипра Юрий Мысягин наоборот, с позитивом описывает реалии контрактной армии: "Составы батальонов за последние несколько месяцев очень сильно изменились и обновились. Очень и очень большое количество новых людей. Большое количество людей, которые имеют боевой опыт, полученный в добровольческих батальонах в 14-15-16 годах. Много бывших бойцов других бригад ВСУ. Люди прибывают в 54-ю бригаду, подписывают контракты, принимают присягу, их одевают и обувают в новое обмундирование, и они идут к своим новым собратьям на самый передок".
Военный комиссар Рожищенского района Волынской области, подполковник Олег Алексеев категорически предпочитает контрактную службу: "Как показывает опыт военной службы, по сравнению с мобилизованными, которые по большому счету просто вынуждены служить, контрактники справляются лучше, поскольку желание идти в армию у них есть продуманным и сознательно принятым решением".
Ранее мнение на эту тему озвучил и заместитель руководителя информационно-аналитического центра Совета национальной безопасности и обороны Украины Владимир Полевий: "Существует миф об эффективной контрактной армии и неэффективной призывной. Это неправда. Армия США на одного военнослужащего ежегодно тратит около 408 тысяч долларов. В Украине мы тратим 8 100 долларов, что в 50 раз меньше. Существует психологическое проявление – вроде, кто больше получает – тот лучше воюет. Это неправда. В Крыму основная часть тех, кто перешли на сторону врага, были контрактниками. Есть вопрос, сколько же нужно платить контрактнику, чтобы он пришел в армию после таких поражений, которые у нас были под Иловайском? На границе с Украиной стоит более 40 тысяч военнослужащих Вооруженных сил России. Для того, чтобы был паритет с Россией, нам надо иметь возможность одномоментно мобилизовать до 300 тысяч военнослужащих в армию Украины. Поэтому контрактная армия – это иллюзия".
А вот начальник военно-медицинского центра Западного региона Иван Гайда придерживается противоположного мнения, которое он озвучил прошлым летом: "Военные-контрактники – это люди мотивированные, которые сознательно пришли в армию. Поэтому среди них гораздо меньше встречается случаи травматизма. Так же ведут себя и военнослужащие на Яворовском полигоне, которые принимают участие в учениях с привлечением миротворческих войск. Там мы также наблюдаем тенденцию по уменьшению травматизма. А вот мобилизованные чаще попадают в госпиталь с травмами и переломами, полученными во время разгрузки техники".
Как видим, мнения разнятся, а аргументы с обеих сторон этого заочного противостояния достаточно логичны и выверены. Скорее всего, истина в этом случае находится где-то посередине. Но как бы там не было, насколько эффективная контрактная армия в украинских реалиях мы будем иметь возможность узнать в течение следующих месяцев, ведь с начала ноября в вооруженных силах не осталось ни одного мобилизованного.