Суровая реальность: Куда податься воинам после демобилизации
Так произошло, что мы живем в период перемен. Буквально вчера Украина пережила очередной поворотный момент в своей истории – впервые ее армия полностью состоит из профессиональных бойцов-контрактников.
"Я, как Президент и Верховный Главнокомандующий, могу доложить украинскому народу, что отныне ни одного мобилизованного на фронте, в зоне АТО, нет. Принял доклад Министра обороны Украины Степана Полторака и Начальника Генштаба ВСУ Виктора Муженко о завершении процесса увольнения в запас военнослужащих в рамках шестой волны демобилизации" – написал вчера на своей официальной странице в сети Facebook Президент Украины Петр Порошенко.
Это означает, что около 20 тысяч военных, которые были мобилизованы во время 6-й волны частичной мобилизации, вернулись домой. Всего же за все время украино-российской войны через мобилизацию прошло около 105 тысяч человек, большинство из которых уже вернулись к мирной жизни, и в той или иной степени нашли себе гражданское применение.
Конечно, часть мобилизованных подписала контракт и продолжил службу в вооруженных силах, но речь сейчас не о них. Depo.ua попытался разобраться – как вчерашним воинам удается найти себя после войны.
Как показывает практика предыдущих волн, большинство демобилизованных военнослужащих возвращаются на свои предыдущие места работы. Оно и понятно – по закону рабочее место за ними сохраняется. Так же сохраняется место и в высших учебных заведениях, если вдруг кого мобилизовали с университетской скамьи.
Но, вместе с тем, большое количество военнослужащих после демобилизации выбирают другой путь – идут в бизнес. Психологи объясняют это тем, что большинство из тех, кто прошел войну, хотят изменить свою жизнь, ведь на фронте переосмысливают ее ценности. Теперь они предпочитают заниматься тем, о чем мечтали еще в детстве, что будет приносить им удовольствие.
К тому же люди, которые возвращаются из АТО, становятся более харизматичными. Многим из них военный опыт добавил решимости, выразительности и четкости действий. Они стали более ответственны за собственные поступки, а также по отношению к другим, что пригодится им при открытии собственного дела.
Бизнес при этом может быть самым разнообразным: от сферы услуг (кафе, пиццерии, рестораны, массажные салоны, кинотеатры, спортивные клубы, автомойки и т. п) до промышленного производства (пошив одежды, производство салфеток для чистки оружия, изготовление мебели). Виды деятельности могут быть разными, но их объединяет одно: для коллег-АТОшников и семей погибших воинов почти всегда действуют либо большие скидки, либо даже бесплатное обслуживание. То есть принцип "свой к своему за своим" работает во всей красе.
К тому же те, кто уже успел "встать на ноги" (преимущественно демобилизованные первых волн), с удовольствием помогают "новичкам". Ярким примером является "Pizza Veterano", которую основали бывшие АТОшники Леонид Остальцев и Рафаил Агаев. Быстро раскрутившись, ребята под своим брендом на правах франшизы летом запустили сеть кофеен по Киеву – "Veterano Coffee", которая сейчас насчитывает уже три заведения.
Кстати, 10% от продаж компания перечисляет в помощь детям, родители которых погибли на войне.
Однако работой или бизнесом послемоблизационная деятельность не ограничивается. Вернувшись к мирной жизни с ее абстрагированностью, часто непониманием и неспешным ритмом, демобилизованный боец часто воспламеняется сначала внутренним, а затем и внешним сопротивлением. Это находит выход в социальных протестах, поэтому многие АТОшники объединяются в союзы и ведут активную общественную жизнь. Так демобилизованный боец 128-й ОМБр Виктор Лелях из Нетишина стал соучредителем и председателем "Нетишинского городского объединения воинов АТО".
"Идея в том, чтобы отстаивать свои права, потому что многие чиновники на местах не понимают всей серьезности ситуации. Также мы планируем оказывать помощь, в том числе консультационную, тем, кто мобилизуется или призывается на военную службу. У нас уже есть опыт, который может кому-то сохранить жизнь. Например: как готовиться к мобилизации, что делать в зоне боевых действий, чего бояться, чего не бояться. Нам, к сожалению, этого никто не рассказывал", – объясняет Виктор.
Не забывает о защитниках Родины и общественный сектор. Собственно, именно благодаря общественным активистам и волонтерам по всей Украине действуют центры психологической реабилитации. Как отмечают сами военнослужащие – государство в этом плане делает очень мало, хоть и обязало каждого участника антитеррористической операции проходить психологическую реабилитацию при возвращении в мирную жизнь.
Здесь хорошим примером может служить канадско-украинский некоммерческий проект "Друг Героя", который имеет надежду привлечь неравнодушных граждан к сотрудничеству и взаимной помощи в исцелении ветеранов Вооруженных сил Украины и украинских добровольческих батальонов, которые продолжают бороться с пост-травматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и другими травмами, которые были получены в результате военных операций, используя мощную связь человека и собаки.
Также помогает ветеранам АТО найти себя в послевоенном мире проект "Жизнь после АТО", который, в частности, агрегирует необходимую для демобилизованных бойцов информацию о разного рода программах и тренингах, как консультативного, так и психологического характера.
Однако, самую большую ответственность за адаптацию вчерашних бойцов к мирной жизни несем мы с вами – рядовые жители украинских городов и сел. В первую очередь мы не должны забывать, что именно благодаря этим людям наши города и села до сих пор являются украинскими и проявлять к ним соответствующий почет и уважение.