Зачем Путину закон "о российской нации"
Категория: Политика
4 ноября 2016
На этой неделе на России разродились очередной "гениальной" идеей – законом о "российской нации". В принципе, в последние пару лет что не идея возникает за стенами Кремля (а это единственный центр генерирования идей, потому что за полтора десятка лет гебешной зачистки все остальные центры были уничтожены; вспомните легендарное гризловское "Дума – не место для дискуссий") – то безусловно "гениальная". Начиная с "возвращения Крыма". Вот дошла очередь и до нации.
Собственно, пока что об этом гипотетическом законе не известно почти ничего. Путин одобрил (а иначе бы это не звучало на таком уровне; все спорные идеи традиционно озвучивает придворный шут Вова Жириновский), приказал разработать. А что именно разрабатывать – подозреваю, даже он сам толком не понимает. Хотя...
Леонид Парфенов (он здесь неслучайно, и мы к нему еще вернемся), характеризуя нынешнюю эпоху, сравнивая ее с недавним прошлым, сказал, что года третьего президентского срока Путина – это новый застой. Не будем спорить, собственно, что брежневский застой, что сталинские репрессии – разница лишь в деталях. Возьмем за константу – путинский режим копирует брежневский застой. И в этом, кстати, ничего удивительного. Сам Путин вырос и сформировался именно в те времена, является порождением той эпохи. Хрущевскую застал ребенком, а горбачевскую он очевидно ненавидит – в свое время заявлял о распаде СССР как крупнейшей геополитической катастрофе в истории страны. Так откуда ему черпать свое вдохновение, как не в "благословенных" брежневских временах?
А между тем именно тогда впервые появилась эта идея. Идея общей нации на всю страну. Во времена Ленина сохранялась некая видимость равноправия народов (напомню, что идея союзных, а не автономных республик – благодаря чему эти республики достаточно спокойно вышли из состава Союза – это идея как раз Ленина, а оппоненты, в частности, Сталин, хотели сделать формат нынешней России). Сталин, укрепив свою власть, стал откровенным российским шовинистом – и это не удивительно, самая большая русификаторша, Екатерина II, тоже этнически никакого отношения к московитам не имела. Хрущев, сам того не желая, сделал некоторый откат к ленинским нормам – по крайней мере, в Украине украинскости дышать стало свободнее (идея Музея казачества на Хортице, как и сама фигура Петра Шелеста с его акцентированностью на украинское, появилась при Никите Сергеевиче). А потом пришел Брежнев.
И именно при нем в новой Конституции СССР, 1977 года, появилась такая фраза: "На основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей — советский народ". Не удивлюсь, если собственно идею "закона о российской нации" ее авторы позаимствовали именно из брежневского Основного закона.
В чем заключалась идея "советского народа"? Откуда она возникла? А возникла она из двух противоположных направлений. Во-первых, в конце 60-х в СССР начал откровенно доминировать русский фактор. Все эти фильмы про благородных белогвардейцев (как и "Брат-2" 30 лет назад!), с одной стороны, подчеркивали такие существующие настроения, а с другой усиливали и ретранслировали. Во-вторых, межнациональные отношения никогда не были простыми – простыми были лишь методы их решения, вроде Голодомора украинцев или выселения крымских татар. А когда время простых решений прошло – пришлось искать новые формы. Одним из вариантов стал "советский народ". И кремлевским вождям, среди которых хватало, например, украинцев, можно было не заморачиваться нюансами вроде брежневской анкеты – Леонид Ильич до Второй мировой писался украинцем, а потом вдруг стал русским. Теперь, после принятия новой Конституции, все стали советским народом. (Советским русскоязычным – что было вполне логично.)
Точнее, планировалось, что станут. Режима не хватило, возможно, одного поколения, чтобы идея воплотилась в жизнь. Впрочем, некоторые народы и сообщества – белорусы или восточные украинцы – очень близко подошли к этой идее. Но сама идея была безусловно правильной. С точки зрения государства, конечно же.
Правда, в конце 80-х, оказалось – как только дашь народам минимум свободы, они быстро вспомнят, что они не советские люди, а армяне или азербайджанцы, что они узбеки или турки-месхетинцы. Со всеми соответствующими последствиями. То есть – идея "советского народа" провалилась.
И теперь Путин хочет ее возродить, только с другим названием. Названием, которое вошла в активный обиход еще в 90-х от Ельцина – но тогда фраза "дорогие россияне" означало совсем иное, граждан многонациональной страны. (Многонациональной не в смысле "здесь живет много наций" – так в каждой стране, если разобраться, - а в том смысле, что Россия является родиной, местом рождения многих наций. В Украине таких, напомню, только две.) Зачем же Путину нужен такой ход конем?
Во-первых, та же причина, что и при Брежневе. Далеко не во всех регионах России, как в той же Беларуси, отношение к россиянам является положительным. И это не только Кавказ но и, например, Татарстан. В двух соседних забайкальских республиках ситуация совершенно разная – в Бурятии бурятов мало, и там русские на них чуть ли не плюют с балконов, а в Тыве ситуация практически противоположная. Все это пока – лишь гипотетические проблемы, но очень скоро они могут стать реальными. См. историю СССР времен Горбачева.
Таким законом путинский режим пытается обезопасить себя от межэтнических конфликтов, которые в конце концов могут разорвать Россию. Кроме того, стране нужна какая-то общая идея. Вышеупомянутый Парфенов когда-то сказал (вот мы и вернулись к нему, к его фразой, которая является ключевой в этой статье!) – "Нет никакой единой России, кроме то, которая неспроста пишется в кавычках". В России нет идеи, которая бы объединяла всю страну. И это не удивительно – в империях, а Россия это бесспорно имперский формат, так было всегда. Да, у них есть главный национальный праздник – День победы, которое заменяет им все на свете. Но это только один день, максимум месяц-полтора – а дальше все разбегаются по своим квартирам, и общий фон опять исчезает.
Путину нужно чем-то удерживать страну. Возвращение Крыма – прекрасная с этой точки зрения идея. Но она провалилась. Санкции и все остальные последствия уже отворачивают жителей России от крымчан. И "русский мир" себя по сути дискредитировал. Именно поэтому появилась новая идея – не связана с этническим фактором. (В этом Россия пытается копировать США, но ситуации тут принципиально разные.) И будет ли она кому-то выгодна?
Нет. Во-первых, она не выгодна самим россиянам. Те, кто называют себя русскими националистами – уже выступили против. Вполне обоснованно, кстати. Этот закон, по их мнению, размоет "русский дух" в общей мешанине. И если они до сих пор убеждают себя, что является титульной, главной нацией, причем даже в Москве, а засилье чеченцев, все их религиозные обряды прямо на улицах столицы – это лишь временное, то тогда это будет фактически закрепленное на законодательном уровне. Если сейчас у русских националистов есть определенное пространство для маневра – после появления такого закона он исчезнет.
Так же невыгоден этот закон другим мощным нациям. Чеченцам, дагестанцам, татарам и тому подобное. Они себя и в нынешней ситуации неплохо чувствуют (зато русские в этих республиках чувствуют себя как раз не очень). Зачем им какая-то общая "российская нация"? Достаточно того, что они живут под, по сути, протекторатом Кремля, который их подкармливает. Вспомните реакцию Кадырова на уменьшение финансирования Чечни – и мгновенный откат Путина. Что даст Кадырову этот закон? Ничего.
Поэтому, скорее всего, эта "гениальная" идея окажется такой же провальной, как и предыдущие. И кто еще знает, какими последствиями обернется "закон о российской нации". Как бы не призраком гражданской войны и распада государства. После застоя была горбачевская перестройка (и тогда тоже упали и до-о-олго не поднимались цены на нефть), которая привела к краху СССР. А еще за 10 лет до нее все было так красиво и уверенно с этим "советским народом"...
Ну и последний вопрос – что делать в этой ситуации Украине? А ничего. Совсем. Особенно не надо пытаться копировать эту идею. Украина, в отличие от России, является двунациональным государством (в смысле аборигенов, коренных народов), причем одна из наций имеет узкий региональный характер – крымские татары. То есть по сути своей Украина – классическое национальное государство с одной автономией. И никакие дополнительные законы об украинской нации" нам не нужны. В том числе и потому, что украинская политическая нация – в отличие от российской, уже сформировалась, или как минимум формируется. Поэтому – нам свое делать и следить за тем, что происходит за поребриком. Потому что там, судя по тенденциям и историческим параллелям, начинается очень веселая эпоха. Время сжалось, и десяти лет (как было между Конституцией "советского народа" и началом серьезных межэтнических конфликтов) России уже никто не даст. Все произойдет значительно быстрее. Вот как только Путин не сможет отбрыкиваться от зарвавшегося Кадырова и восстанавливать ему финансирование в досанкционном объеме – тогда и начнется. И никакой "закон о российской нации" эту страну уже не спасет.