Как это было. Часть 5. Шлем. (53 фото)
Предлагаю вашему внимаю небольшую подборку по доспехам и оружию. Ленивых предупреждаю сразу буковок не просто много, а очень много. Для эстетов хочу добавить - не вычитано и не проверено. Так что вас тут не ждут.
Русский воевода в классическом русском шлеме, под настоящим русским знаменем.
Шлем — самый важный и ответственный элемент защитного снаряжения, ведь он предназначен для защиты наиболее ценной и уязвимой части человеческого тела. Шлемов принципиально не носят лишь самые отважные герои, ибо голова у героя — не главное. Чаще всего герой ею и не пользуется, иначе бы не попадал в ситуации, требующие совершения подвигов.
Но вопрос защиты головы стал реально важным в тот момент, когда воины сменили копья на палицы. Даже несильный удар палицы в висок может иметь роковые для человека последствия. И первыми из шлемов стали кожаные, полужёсткие шлемы.
Полужесткие шлемы, поздним примером которых можно считать кивер, изготавливались из нескольких слоев кожи, неплохо держали удары мечей и весили около килограмма. Известны они были так же еще в глубокой древности: даже в Илиаде кожаный шлем, обшитый распиленными вдоль клыками кабана, упоминается в качестве наследия предков. Усиленные бронзовыми или железными бляхами кожаные шапки использовались не только кочевниками, где они безусловно преобладали. Подобное снаряжение встречалось также у викингов и у европейских рыцарей. Но уже в гораздо меньшем количестве. Воины же древности и средних веков отдавали безусловное предпочтение жестким металлическим шлемам. Даже, на уже упомянутых шумерских изображениях, на голове у воинов были медные шлемы. Однако кожа была более доступна и стоила меньше, чем любой метал. И кожаные шлемы продолжали использоваться. Особенно среди германцев, которые и победили Рим. Германские воины использовали кожаные шлемы, где дополнительную жесткость и защиту придавали каркас. Выполненный из китового уса, кости или рога. Но лучшим материалом для подобного каркаса, конечно же, было железо.
Делали каркас так: полоса железа изгибалась и склепывалась в кольцо, образуя охватывающий голову обруч. Затем к нему приваривалось несколько вертикальных зубцов. Как вариант, еще две полосы железа можно было изогнуть дугой и закрепить к обручу крест-накрест. На полученную конструкцию натягивалась кожаная шапка. Что одновременно служило и защитой, и знаком власти. В начале эры владеть подобной роскошью мог только вождь. Лишь много позже кожа сменилась бархатом, а грубо откованное железо - искусно обработанным и усыпанным камнями золотом. Так получился хорошо известный нам символ власти - корона.
Подобный каркас кстати имели и знаменитые треуголки. И даже некоторые шляпы. Одна из которых, кстати, спасла жизнь тогда ещё цесаревичу Николаю Александровичу. Когда японский городовой нанёс рубящий удар по голове будущему императору России. Во время его визита в Японию. Но не то катана оказалось деревянной, не то златоустский булат не пробиваем, но подобный каркас, вкупе с многослойной тканью спасли тогда Николаю жизнь. Но запреградный эффект от удара обеспечил ему пожизненную мигрень.
В общем, кожаные шлемы, при всех своих достоинствах, не давали достаточной защиты от дробящего и рубящего (топоров и дубин) оружия. Шлемы из мягких материалов, в виде набитые пенькой и волосом матерчаты тюрбаны, меховые или валяные папахи, выполняли эту задачу лучше, но оказывались излишне громоздкими. Да оправдывали они себя лишь в качестве защиты от сабель. Когда на смену стальным шлемам в армию пришли сначала треуголки, а затем кивера и кожаные шлемы, включая и знаменитые медвежьи шапки английских гвардейцев. Которые, вкупе с каркасом, обеспечивали достаточную защиту головы от холодного, более лёгкого, оружия нового времени.
Но всё же безусловное предпочтение отдавалось жестким металлическим шлемам. Которые отливались сначала из меди, затем — из бронзы. Форма бывала разной. Шумерам и ассирийцам нравились простые гладкие колпаки. Греки предпочитали круглые, иногда закрытые шлемы с гребнями. Галлы — удобные каски с «пикой», подобные тем, что носила немецкая пехота в Первую мировую войну. Шлемы британских и ирландских племен могли быть весьма причудливы.
Но народы волей или неволей переходили к металлургии железа, требующей намного более сложных навыков для придания формы прочному, но упрямому материалу. И для вооружения бесчисленных армий империи римляне начали ковать стальные каски. Напоминавшие по форме более ранние бронзовые и железные. В виде не очень глубокой миски, на которую наклёпывались различные элементы.
Римская Империя прекратила свое существование в 5 веке. Но еще 2-3 столетия спустя сработанные римскими мастерами шлемы все еще продолжали использоваться в Европе. Постепенно они утрачивали типично романские нащечные пластины, назатыльники, гребни. Ржавчина и лихие удары топоров в конце концов сделали свое дело: римские шлемы закончились. И их сменили другие. Созданные уже по другой, более примитивной технологии
Первые цельнометаллические франкские, так называемые сегментные, шлемы появились в 9 веке, как развитие кожаных шлемов. Иногда они были круглыми (промежутки между перекрещивающимися дугами заклепывались четырьмя треугольными сегментами). Но куда чаще встречалась коническая конструкция, аналогичная устройству русских, византийских и ближневосточных шлемов. Но в любом случае они были составными. Длинные вертикальные зубцы «короны» приваривались впритык один к другому, загибались внутрь, и скреплялись сначала проволокой и общей роговой основой, а позже сваркой и клепкой. Шлемы имели матёрчатую или кожаную подкладку и подбородочный ремень. Иногда шлемы дополнительно оснащались амортизаторами из шерсти и тряпок. Обязательным элементом шлема была защита лица. Так как удары по лицу наносились часто. В простейшем виде это могла быть стрелка – наносье, личина – домино, в форме полумаски или забрало, иногда в виде лица. В 9-12 веках конические европейские шлемы защищали лишь макушку воина, не доходя даже до ушей. На востоке и на Руси они чаще всего снабжались кольчужной бармицей. Европейцы обычно ограничивались только наносьем, так как шлем всегда надевался на кольчужный капюшон.
Русские шеломы. С кольчужной бармицей.
Наибольше развитие составные шлемы получили в Японии. На наиболее ранним типе, такого японского шлема, основным элементом конструкции был идущий спереди назад гребень. К нему приклёпывались две выгнутые в кольца полосы — верхняя находилась на уровне висков, а нижняя представляла собой венец шлема. Промежутки между этими тремя пластинами заполняли мелкими прямоугольными (реже — треугольными) пластинками. Через отверстия в венце на кожаные ремни крепилось защита шеи из 3—5 железных полос.
Позже японский шлем имел, как правило, полусферическую форму, с присоединёнными пластинами для защиты шеи. Шлем изготавливался из трёх или более склёпанных металлических пластин, расположенных сверху вниз; либо из кожи, иногда усиленной металлическими пластинами. Элементы защиты шеи представлял из себя сегментный назатыльник, сделанный из изогнутых металлических пластин, покрытых лаком, и соединённых шёлковыми или кожаными ремнями.
Самым же необычным японским шлемом стал кабуто. Лямеллярный шлем с полусферической тульёй, состоящей из 8—12 сегментов, между собой склёпанных 5—6 декоративными заклёпками. Вокруг основания тульи приклёпывалась пластина защиты шеи. Спереди приклёпывался небольшой, почти вертикальный козырёк. В тулье делалось 2 или 4 отверстия, прикрытых заклёпками, в которые крепились кожаные ремешки, а к ним крепился шёлковый подбородочный шнур. К пластине для защиты шеи крепилось бпрмица, состоящее из 5 вертикальных рядов, каждый из которых состоял из 100—138 маленьких пластинок. В качестве подшлемника использовали шапочку, пришитую к венцу шлема.
К 16 веку кабуто разделяются на 2 типа. Первый, используемый простыми солдатами, состоял из 6, 8, 12 или 16 пластин; на офицерских шлемах их число составляло 32, 64, 72 или 120, причём столь многопластинные шлемы, по причине ненадёжности, были, скорее всего, небоевыми. Или предназначались в первую очередь для защиты от стрел.
В Европе же уже в 10 веке появилась еще одна разновидность шлемов: круглые или яйцевидные шишаки, кованые из одного железного листа. Самый древний из известных шлемов такого типа принадлежал чешскому королю Вацлаву I. Изготовление изделия столь сложной формы требовало от кузнеца небывалого по тому времени мастерства. Заметное распространение подобные шлемы приобрели лишь тремя столетиями позже. Но по форме это оставался всё тот же конический шлем.
Шлем короля Вацлава I.
На Руси и в восточных странах конический шлем, по граням которого легко соскальзывали вражеские удары, очень долгое время оставался практически единственным вариантом. Зато он постоянно совершенствовался. Купол его нередко целиком ковался из булата или дамаска, снабжался высоким навершием с трубкой для плюмажа, а также дополнительными пластинами, прикрывающим голову с боков, височные пластины, и сзади - назатыльник. Стрелка наносья могла заменяться откидным полузабралом, прикрывающим верхнюю часть лица.
Булатный русский шлем (Шапка Иерихонская), 1621 год. Оружейник Никита Давыдов, для царя Михаила Романова (копия шлема Александра Невского)
Булатная сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг, таушировка, чеканка, эмаль, гравировка.
Европейцы же в течение 12-13 веков прекратили ковать конические шлемы. Рыцари сделали выбор в пользу оригинальных моделей. Первой из них стала появившаяся в конце 12 века металлическая шляпа как шапель или капалин, похожая на британскую каску начала 20 века. От обычного круглого четырехсекторного шлема капалин отличали выкроенные из цельного железного листа поля. Ставка делалась на то, что рубящие удары наносятся в вертикальной плоскости либо наискось. Поля эффективно защищали лицо от ударов меча и падающих под большим углом стрел.
Позже и без того несложная технология изготовления была упрощена. Поля изготовлялись из железной полосы, разогретой и изогнутой в поперечной плоскости. Свести ее края до конца было сложно, и сбоку на полях «шляпы» обычно оставался треугольный вырез. Еще одна полоса изгибалась, образуя тулью. Затем к ней приваривался чуть выпуклый верх. В таком виде уже в 14 веке капалин получил широчайшее признание — как у пеших, так и у конных бойцов, и стал самым массовым европейским шлемом.
В конце 12 века в Европе появилась еще одна оригинальная разновидность шлема — цилиндрический шлем или топхельм, представлявший собой «кастрюлю» или «ведерко» с прорезями. Цилиндрические шлемы быстро вошли в моду, так как ковать их было относительно несложно, а сама конструкция выходила очень прочной. Линия соединения цилиндра с закрывающим его сверху диском образовывала очень жесткое ребро, при ударе о которое вражеский меч мог переломиться. Такой шлем полностью закрывал лицо, что стало еще одним (и очень весомым!) его достоинством.
Существенными были и недостатки топхельма, в силу которых нигде, кроме Западной Европы (и там, как правило — лишь в рыцарских турнирах), подобные шлемы не применялись. Самое главное — топхельм катастрофически ограничивал обзор. Всадник в таком шлеме мог биться только на копьях и только до тех пор, пока ряды не смешивались, и он мог не опасаться нападения сбоку. Ставшая притчей во языцех неуправляемость рыцарского войска во многом связана именно с применением глухих шлемов. Рыцари в топхельмах просто не видели знаков и не слышали сигналов.
Тем не менее, «большие шлемы» служили до конца 14 века и постоянно совершенствовались. Так, в конце 13 века топхельм удлинился, и его края стали упираться в наплечные пластины панциря. В сочетании с гребнем это давало невиданный уровень защиты головы. Теперь рыцарь мог не опасаться не только мечей, но и секир.
В 30-х годах 14 века «большой шлем» приобрел заостренный верх и подобие забрала: одно- или двустворчатую дверцу, открыв которую, можно было узнать, есть ли внутри топхельма рыцарь, и жив ли он еще. Вопрос вполне уместный, ибо воздуха в глухом шлеме не хватало, и минут через пять после начала боя воин начинал задыхаться. Рыцари вынуждены были часто снимать шлемы — отдышаться и оглядеться. Чтобы топхельм при этом не потерялся, его снабжали крепящейся к ремню цепочкой.
Но даже имея топхельм, рыцарь по уже обговоренным причинам надевал его лишь от случая к случаю. Такая практика послужила созданию ситуации, в истории вооружений беспрецедентной: в 14 веке под большой шлем начали надевали второй шлем, бацинет.
Технологии к этому времени заметно продвинулись, и бацинет сваривался из двух половин. Шлем имел обтекаемую круглую или заостренную форму, и закрывал голову (кроме лица) полностью. Стоит отметить, что при совмещении «большого шлема», бацинета и кольчужного капюшона общий вес защиты головы мог достигнуть 7 килограммов.
Уже в середине 14 века бацинет стал носиться без топхельма, заслужив репутацию снаряжения удобного и практичного. Выступая уже в качестве единственного шлема, бацинет использовался в комплекте с высоким стальным воротом, закрывающим подбородок, либо снабжался предличником — неподвижным забралом, ранее применявшемся в конструкции римских и китайских шлемов. При этом предличник закрывал нижнюю часть лица.
Обычным в это время становится и еще одни тип шлема — похожий на перевернутый колокол барбют, или варбуда. Форму и устройство барбюта (вплоть до Т-образной прорези в лицевой части) итальянские мастера, несомненно, скопировали с античных изображений коринфского шлема. Барбют полностью закрывал лицо, но в любой момент мог превратиться в открытый шлем — его можно было сдвинуть на затылок.
К началу 15 века большой топхельм и бацинет «слились», образовав единый образец шлема, унаследовавшего от бацинета обтекаемую форму, а от топхельма — принцип опоры на плечи. Предличники сменились качающимся на шарнирах забралом.
В дальнейшем форма шлема усложнялась, менялись технологии ковки, но это уже был тот самый «типично рыцарский» шлем, носившийся вместе с пластинчатыми латами. В самом общем случае он теперь именовался «армэ» («вооружение»). Но различные конструкции, естественно, имели собственные названия.
Особенной известностью пользовался хундсгугель (или «собачья голова»), забрало которого имело гротескный вид заостренного конуса. Такая форма преследовала вполне практичные цели: большая площадь поверхности позволяла проделать множество отверстий для вентиляции и облегчала дыхание, а по конической поверхности забрала проскальзывал наконечник вражеского копья. Сначала «носы» хундсгугелей сдвигались по гладкой и круглой поверхности шлемов вверх. Позже армэ приобрел куда менее приметное забрало.
Но самым оригинальным шлемом 15 века, конечно же, стала «лягушачья голова». Этот шлем почти полностью состоял из доходящего до уровня глаз стального воротника. Воротник жестко крепился к грудной и спинной пластинам панциря. Забрало же представляло собой «крышку» этой «трубы». Откинув голову назад, рыцарь мог приподнять ее затылком и оглядеться. Но, заметив какую-то угрозу, человек рефлекторно (а значит, мгновенно) пригибает голову. Крышка захлопывалась и даже уходила за выступающую «нижнюю губу» — так, что ее невозможно было подцепить снаружи.
«Лягушачья голова» давала владельцу абсолютную защиту. Но подобные шлемы, не имеющие в «штатном положении» отверстий ни для обзора, ни для дыхания, использовались почти исключительно на турнирах. В 16 веке традиционный рыцарский копейный бой стал терять значение. Это сразу же сказалось на закрытых шлемах: резко повысились требования к обзору. Сначала забрало сменилось крупноячеистой решеткой, а сам шлем «раздулся» — так, чтобы в нем стало можно повернуть голову. Затем закрытые и опирающиеся на плечи шлемы и вовсе исчезли.
В 15 веке альтернативой хундсгугелю выступил салед (салада) — легкий обтекаемый шлем с небольшими полями и «хвостом». Салед прикрывала лишь верхнюю часть лица, причем его, как и барбют, несложно было сдвинуть на затылок. Носился этот шлем в комплекте с высоким стальным воротником, доходящим до подбородка. Когда воин пригибал голову к груди, салед и воротник смыкались, не оставляя противнику никаких шансов. Салед не затруднял дыхание и не мешал воину поворачивать голову. Очень часто подобный шлем оснащался откидным забралом. Став венцом шлемов европейского типа.
Но все эти шлемы были сложны в изготовлении и очень дороги. не став самыми массовыми европейскими шлемами.
Уступили в этом появившемуся в 15 веке кабассеету, которого чуть позже сменил морион. Как более дешёвые варианты шлемов. Доступные большинству солдат. Они стали развитием концепции «железной шляпы».
Кабасет.
От капалины их отличали высокий сплющенный с боков купол с железным гребнем, а также изогнутые «лодочкой» поля. Кабасет —шлем с круглой высокой тульёй и небольшими полями. Иногда вверху тульи находился стержень для прикрепления султана. Кабасет впервые появился во Франции, где сначала использовался конными воинами, позже став обычным наголовьем пехотинцев, получив название «головного горшка».
Морион — шлем с более высоким гребнем и полями, сильно загнутыми спереди и сзади. Появился предположительно в Испании в начале 16 века. Входил в комплект доспехов пеших копейщиков. Заостренный и ориентированный вперед-вверх козырек способствовал проскальзыванию вражеских клинков при ударах спереди. И кабасет и морион ковались из одного куска металла.