Через тернии к телу (18 фото)
14 августа 2015

Ты никто без ГТО
В Советской России политика в сфере организации телесности была изначально тесно связана с идеологией.
– Мы должны сделать из наших детей настоящих, хороших коммунистов, — заявил один из депутатов Съезда работников народного просвещения, который состоялся в 1918 году. – Мы должны взять их на учет, скажем прямо – национализировать. Так они вырастут настоящими коммунистами!..
Стране было нужно сильное и закаленное национальное тело, и в массовом масштабе.
Коммунистическая политика в области конструирования тела, нужного государству, сложилась, по сути, в ходе развития пионерской организации и воинской подготовки. В 1931 году политика эта обрела строгий порядок, нашедший законченное воплощение в системе ГТО (Готов к труду и обороне), которая охватывала население в возрасте от 6 до 60 лет. Можно по-разному относиться к этой государственной системе планомерного создания физически крепкого населения, но факт остается фактом: среди мальчишек сильные, ловкие, закаленные ребята пользовались любовью и авторитетом, на мастеров спорта чуть ли молились. Ну а над теми, кто не мог подтянуться десять раз на турнике смеялись по типу «э, слабак!».

Из рук в руки
В пятидесятых годах прошлого века в Европе и в Америке появился термин бодибилдинг. Своего рода силовой тренинг с отягощением. В СССР его называли атлетизмом или культуризмом. С середины 1960-х советские культуристы занимались по методичкам из журналов, выпускавшихся в странах соцлагеря: чешский «Старт» и польский «Спорт для всех».
В каждом была колонка про культуризм, в ней печатали упражнения и фотографии. Вплоть до 90-х годов прошлого века, эти тексты перепечатывали или переписывали от руки, а фотографии вырезали, размножали и перепродавали.
Одни культуристы за плату «арендовали» журнал у других культуристов. За несколько часов аренды нужные страницы журнала переснимали на фотоаппарат.

Образец для подражания
В начале 1960-х в кинотеатрах СССР показали испано-итальянский фильм «Подвиги Геракла». Исполнитель главной роли американец Стив Ривз стал образцом для советских культуристов на долгие годы. В СССР фильм о Геракле посмотрели более 36 миллионов человека.

По нынешним меркам Ривз не занял бы на соревнованиях по бодибилдингу призовых мест, но в 1940-е и 1950-е Ривз попеременно выигрывал титулы «Мистер Америка», «Мистер мир» и «Мистер Вселенная».

Спортсмен из ГУЛАГа
Первой общедоступной методикой по накачке тела в СССР стала книга «Атлетизм». Она вышла в 1968 году. Ее автором был фронтовик, бывший морской офицер и бывший узник ГУЛАГа тяжелоатлет Георгий Тэнно. Его военная карьера закончилась в 1948 году, когда Тэнно арестовали по подозрению в шпионаже. Он отсидел восемь лет, пять раз пытался бежать, каждый раз неудачно.
Кстати, сокамерником Тэнно был писатель Александр Солженицын. Он посвятил спортсмену целую главу в романе «Архипелаг ГУЛАГ». Она называется «Убежденный беглец». «Он был самый сильный из нас. Самый храбрый и самый отчаянный», – вспоминал Солженицын.
Спортсмена реабилитировали в конце 1950-х. Он пошел работать в Центральный научно-исследовательский институт физкультуры, где стал заниматься тем, что любил больше всего – разработкой методик силовых тренировок.
На страницах своей книги Тэнно много раз не без лукавства подчеркивал: «Атлетизм создан не для того, чтобы позировать у зеркала. Атлетизм призван развить мускулы для того, чтобы поставить их на службу государству».
Бывший зэк, попавший в тюрьму по ложному доносу, Георгий Тэнно хорошо понимал, куда дует ветер. И приложил массу сил, чтобы преподнести культуризм на блюде социальной значимости и полезности.

Члены жюри первого чемпионата Москвы по атлетической гимнастике Роман Мороз, Георгий Тенно, Юрий Сорокин, Марк Шафран.
Посылка от Шварценеггера
В конце 60-х секции атлетической гимнастики открылись во многих городах СССР. Часто их брали под крыло институты или крупные предприятия. Свои клубы атлетов имели, например, Горьковский автозавод и Калининский комбинат «Химволокно».


И все же центром зарождающегося советского культуризма стала периферия. В 1967 году в Тюмени заработал клуб «Антей», созданный энтузиастом Евгением Колтуном. По легенде, об «Антее» узнал сам Арнольд Шварценеггер и прислал тюменским культуристам посылку. В ней были журналы и книги по бодибилдингу.

А в начале 1970-х фотография культуристов из Тюмени появилась в одном из западных спортивных изданий с подписью «Выражаем благодарность господину Колтуну за развитие культуризма в Сибири». Стерпеть этого советские власти не могли. «Советский спорт», а за ним «Известия» и «Московский комсомолец» стали писать о культуристах, как об опасных спортсменах-алкоголиках.
Советской системе нужны были функциональные спортсмены, а не просто позеры, каких видели в культуристах.

Спортивные диссиденты
Весной 1973 года в Москве на заседании Госкомспорта чиновники от спорта заклеймили культуризм: «Зачем советскому человеку любоваться своим отражением, качать мышцы и позировать перед зеркалом? Самолюбование, крайний эгоизм, щеголяние так называемой культурой тела — все это находится в противоречии с советской системой физической культуры и спорта, воспитывающей трудовую и политическую активность».
Культуристы были своего рода спортивные диссиденты, и реакция на них со стороны властей была соответствующей. Поэтому атлетическая гимнастика наряду с восточными единоборствами попала в разряд «идеологических вредных» видов спорта.
Пустое и безыдейное раздувание мышц советскому человеку не нужно, решили в Госкомспорте!

Итогом заседания стало постановление о культуризме, которое на долгий десяток лет упрятало новый спорт в подполье. Культуристов стали изгонять из залов, как «несущих чуждый западный элемент».
Против лома — нет приема!
Новое пристанище советские бодибилдеры обрели в подвалах жилищно-эксплуатационных контор (ЖЭКов). Так началась эра андеграунда.

Дефицит спортинвентаря заставлял спортсменов использовать все подручные средства. В дело шли куски железнодорожного полотна, утюги и ведра. В качестве грифов для штанги использовали лом и арматуру, а в качестве блинов — ведра, автопокрышки. Вес автопокрышки мог достигать восьми-десяти килограммов. При этом их дополнительно утяжеляли, вкладывая внутрь железо. Покрышки навешивали с двух сторон лома — получалась штанга.

Популярностью пользовались также ведра и цементный раствор. Раствор заливали в ведро. Когда схватывало, ведра насаживали на «гриф».
Набор культуриста — комбикорм и пиво
Все качки знали: белок — основной компонент для успешного построения мышц. Увы, в Советском Союзе начала 1980-х, белковый «Энпит» (в разных вариациях концентрация белка в нем составляла от 40 до 51% на 100 граммов смеси) был в дефиците, как и прочие виды детского питания. За ним приходилось выстаивать очереди. Так что белковые компоненты культуристы заменяли… комбикормом, который использовали в качестве добавки к обычной человеческой еде. В люберецких спортзалах до сих пор ходят легенды, как на заре 1980-х культуристы ели комбикорм горстями и запивали пивом.

Прощай юность
Таким образом попустительство со стороны ЖЭКов позволило культуристам просуществовать в подвалах вплоть до перестройки 1985 года.


Ну а в начале 90-х, когда про спорт совсем забыли, самые худшие кошмары стали явью. В подмосковных Люберцах — месте с высочайшей концентрацией подвальных клубов — культуристы объединились в полукриминальное движение люберов. А из-за приоткрытого железного занавеса на наивных советских качков посыпались невиданные вещи: стероидные препараты, фармацевтика, синтол.

В зловещих тонах газеты описывали атмосферу подвальных качалок: «Новобранцев здесь никто не спрашивает, откуда они, где работают, учатся. Здесь вместо тренеров — «шефы», а занимающиеся чаще называют друг друга по кличкам: Грузчик, Скула, Деловой, Рыхлый…»
Юность ушла. Ее место заняли подкожные инъекции и бандитские разборки 1990-х.
