Закутаться по всем правилам (11 фото)
Большинство мировых религий предлагает своим приверженцам особый дресс-код. Правда, последователи вероучений относятся к нему по-разному: кто-то вовсе не считается с предписаниями по поводу одежды, кто-то соблюдает правила только в храмах, а кто-то придерживается их и в обычной жизни. Но если девушки в длинных юбках и платках возле христианского собора — зрелище для нас привычное, то в отношении мусульманского традиционного костюма бытует много мифов и заблуждений. Хотя фигура, с головы до ног укутанная покрывалом, и сейчас не такая уж экзотика даже в Европе, а тем более в Азии. На улицах городов вполне светской Турции немало женщин, глядящих на мир сквозь узкую щелочку в головном уборе. «Еще одна красотка в парандже», — комментируют туристы, не задумываясь о том, что красотка может быть вовсе не в парандже. Ведь у приличной мусульманки большой выбор моделей одежды, но разобраться, как называется та или иная деталь туалета правоверной, совсем непросто.
За занавеской
Женщина в парандже действительно прячет свое лицо, вот только то, под чем она его прячет, вовсе не паранджа. Это чачван (так называемая лицевая занавеска) — тонкая сетка, сплетенная из черного конского волоса. Чачваны бывают разной длины: мини-вариант до талии, накидка до бедер или в пол. Изготовление такого головного убора по всем правилам — целая наука. Например, чтобы придать волосу гибкость и мягкость, его кипятят или вымачивают. А паранджа представляет собой одеяние, скрывающее фигуру дамы, и вместе с чачваном образует полноценный комплект.
Интересно, что появилась паранджа даже раньше ислама. За ее изобретение надо благодарить древних обитателей Средней Азии. Предок этого предмета туалета — всем известный халат (на персидском языке — «фараджи»). Сначала жители и жительницы азиатских стран носили его как положено — продев руки в рукава, потом начали просто накидывать на плечи, а длинный ворот набрасывали на голову. Постепенно воротник трансформировался в капюшон, рукава стали всего лишь декоративным элементом (их скрепляли за спиной), а сам наряд перекочевал в женский гардероб.
Чачван
Что касается «лицевой занавески», то необходимость в ней возникла не из-за стремления ревнивых мужей оградить жену от чужих глаз, а для защиты от злых духов. Чтобы потусторонние силы не навредили девушке в самый важный период ее жизни (во время свадьбы, в первые годы замужества, перед рождением ребенка), от них нужно было скрыть уязвимые части тела: рот, нос, уши. Ведь через эти отверстия нечисть может проникнуть в хрупкий женский организм! Вот новобрачные и молодые жены и прятали лицо «за занавесочкой». Кстати, такой обычай отчасти сохранялся и в азиатских республиках СССР: например, в Узбекистане вполне продвинутая невеста в день свадьбы могла надеть «лицевую занавеску» — как дань традиции.
Паранджа
С паранджой и чачваном было связано много ритуалов. Все-таки эта одежда соприкасалась с вредоносными влияниями внешнего мира, с недобрыми духами, поэтому и относились к ней осторожно: снимали и надевали при входе в дом, а не внутри. Запрещалось вешать паранджу на гвоздь — такой поступок мог накликать на владелицу одеяния несчастье. Одновременно чачван служил оберегом: новорожденного младенца покрывали накидкой матери.
Паранджу считали немного опасным предметом и потому не слишком-то ценили: богатые восточные дамы редко шили ее из дорогой ткани. Они надевали красивые наряды, а сверху набрасывали простенькую накидку. Так что часто менять ее не приходилось: на всю жизнь хватало двух-трех моделей.
С лицом и без лица
Хиджаб
Итак, когда азиатские народы принимали ислам, обычай прятать женские лица от чужих глаз у них уже существовал. А вот у мусульман дискуссии о том, нужно ли слабому полу скрывать лицо, ведутся по сей день. Что является обязательным для последовательницы ислама, так это хиджаб. Но называть хиджабом платок почти так же неточно, как именовать паранджой чачван, ведь хиджаб даже не конкретный наряд, а скорее ряд требований к внешнему виду мусульманки. Во что бы она ни была одета, костюм должен отличаться от мужского (не в том смысле, что брюки носить нельзя, но брюки эти должны быть особого покроя), не слишком бросаться в глаза и, главное, скрывать все тело, кроме овала лица, кистей рук и ступней. Если остальные части, в том числе волосы, уши, шея, предплечья, спрятаны, значит, девушка носит хиджаб, как бы ни выглядела ее одежда. Это может быть, например, абайя и платок или шапочка.
Абайя
Абайя — свободное длинное женское платье, маскирующее фигуру. Иногда сама абайя похожа на накидку с капюшоном, а то и вовсе напоминает покроем мешок с сеточкой для лица — модели встречаются разные.
Сегодня приобщившиеся к европейской культуре жительницы наиболее богатых арабских стран всячески пытаются осовременить свои наряды. Так, на улицах Саудовской Аравии, несмотря на недовольство религиозных властей, периодически появляются девушки в приталенных, укороченных или роскошно украшенных вышивкой абайях.
Никаб
Чадра
Если же мусульманская барышня, наоборот, очень скромна или хочет хотя бы внешне максимально приблизиться к дочерям Пророка, она наденет не только абайю, закрывающую волосы, но и никаб, а то и чадру. Чадра (чадор) — это покрывало из двух типов тканей, более прозрачной для лица и плотной для всего остального. А вот никаб — тот самый головной убор, который особенно сильно нервирует европейцев. Еще бы! Ведь в черном (хотя иногда допустимы и другие расцветки) платке-накидке с узкой прорезью для глаз любая смиренная девушка неотличима от исламской экстремистки.
Гид по исламской моде
Спрашивается, где носить все это следует безоговорочно, а где — одевать можно, но не обязательно? Не стоит выделяться в наиболее строгих исламских странах, в которых шариат действует вместо уголовного кодекса. Так, в Судане и Саудовской Аравии полагается надевать и хиджаб, и никаб, какого бы вероисповедания вы ни были, причем за нарушение правил можно и в тюрьму угодить. В Иране хиджаб обязателен, хотя лицо в принципе можно оставлять открытым. Граждане Объединенных Арабских Эмиратов тоже соблюдают все нормы ислама, но за последние годы там уже почти привыкли к виду туристок в откровенных нарядах.
Жительницы Ирака, Пакистана, Афганистана и некоторых районов Египта закрывать голову накидкой вроде бы и не обязаны, но все-таки предпочитают это делать из осторожности: слишком сильны традиционалистские настроения в обществе. Получить от какого-нибудь поборника (или поборницы) морали камнем или кулаком по открытому лицу не хочется.
А есть страны, где, наоборот, запрещено надевать хиджаб, например, сотрудницам государственных учреждений, школьницам и студенткам вузов. Именно так дело обстоит в современной Турции, хотя местные сторонницы исламской моды не сдаются и постоянно отстаивают свое право спрятать личико от взгляда коллег и преподавателей.
Вообще, дам, стремящихся в любых обстоятельствах носить хиджаб и даже никаб, ничуть не меньше, чем тех, кто желает от этого одеяния избавиться. Женщинам, которые всю жизнь одевались по правилам, очень неловко вдруг выйти из дома с открытым лицом, даже если власть и законы в стране поменялись. Не менее пристрастны к традиционным костюмам юные мусульманки — им хочется выглядеть по всем правилам, особенно если так одеваются подружки. В государствах Ближнего Востока нередки ситуации, когда воспитанные в светской традиции родители придерживаются западной моды и удивляются стремлению дочки ходить в школу в абайе и платке. А вот принявшие ислам европейские барышни примеряют никаб, когда их никто не видит, — чтобы не шокировать родных и знакомых.