Вологодский льнокомбинат. Первый цех (32 фото)
Я начну, пожалуй. А то всё кажется, что времени нет или просто лень... а информация из головы выветривается...В мае этого года я ездила в Вологду. Там у меня было 2 темы, про одну из которых я расскажу и покажу (всё с пометкой "как смогу"). Вологодский льнокомбинат - одно из градообразующих предприятий ещё с лохматых времён. Тут кто не плёл кружево, работал на комбинате. Ну, раньше так было. Пока рабочие профессии были в почете.

Потом, в 90-е, комбинат пришёл в упадок, работал на честном слове. Ведь всегда есть люди, которым выгоднее купить отрез ткани и самой нашить полотенец кухонных, чем покупать в магазине готовые с наценкой и из Китая. А потом правительство Вологодской области возмутилось и решило восстановить областную гордость. Комбинат превратился в акционерное общество, стал частью группы компаний "Линум" и с новыми силами начал работу над своим имиджем.
Это музей и выставочный зал комбината, ну и конференц-зал заодно.

Моим проводником по всему комбинату была начальник трепального цеха. Собственно, с него экскурсия и началась.
Лён в кипах привозят, ну, по сути, с полей.

Привозят из самой области, соседних областей, кто занимается льновыращиванием, бывает даже из Беларуси везут. Но это уже совсем... редкость.

Потом этот лён, эти волокна, переваливают на тележки

И на этих тележках его подвозят на первую обработку.

Первым пунктом надо всю эту лохматую и неопрятную кипу разделить на пучки.

Вот так берёт трепальщица пучок, примерно 500 граммов, причём, понятное дело, рука сама знает, что делать, и быстрым размашистым движением скручивает его.

А потом, хлоп! и на другую тележку.

Вот эти вот скрученные пучки подъезжают к чесальной машине.

Надо сказать, что льнокомбинат сейчас постепенно обновляет оборудование. Но почему-то до самого первого цеха деньги пока не дошли. Так что агрегаты работают с 60-х-70-х гг.

Так вот, подвезли тележку с этими разделёнными пучками...

...чесальщица берёт одну такую прядь, делит ещё на две и цепляет ровно за середину на чесальный аппарат.

Т.е. в этом аппарате часалки работают автоматически. Первую половину аппарата чешется одна половина пряди, потом на повороте прядь переворачивается нечёсанной стороной вниз, и на обратной дороге прочёсывается вторая половина пряди. Кто не помнит, мы сейчас о прядях льна говорим. На выходе лён получается вот такой.

Во время чесания, само собой, есть и отходы. Ну, вы же когда волосы причёсываете, они же остаются на расчёске в некотором количестве? Ну, а вот лён оставляет очёсы, которые сваливаются с него вниз этого огромного агрегата. Причём как снаружи...

...так и внутри машины.

Работница собирает эти очёсы, сваливает их на очередной тележке в кучу. Они пойдут в производство грубой льняной нити, чтобы использовать здесь же, на производстве.


Так называемый технический лён обрабатывается уже на другой машине. Он там и прессуется, и прочёсывается и оформляется в такую льняную ленту.


А потом из него делают шнурки.Причём делают их прямо в этом же цехе.

За всеми этими аппаратами следит техник. Я его спросила, как часто ломается оборудование? На что он ответил: "А чего ему часто ломаться? Оно же новое. 85-го года, кажется".


Кстати, оцените катушечки!Вот, это уже готовые шнурки, которыми перевязывают готовый к дальнейшей обработки лён.


Вот, это уже готовые шнурки, которыми перевязывают готовый к дальнейшей обработки лён.

Тем временем чесальщица не менее умелым движением, чем трепальщица, комплектует тюки уже чёсаного льна.

И само собой, используют те самые заботливо скрученные шнурки. Безотходное производство в буквальном смысле этого слова.

Вот такие уже чёсаные и красивые пучки отправляются на очередной тележке прочь и трепального цеха.

Обязательно к каждой партии прикрепляется сопроводительная бумажка с указанием даты обработки льна, его плотности (зависит от сорта и множества других факторов) и обязательно номер машины, которая этот лён чесала.

И вот этот лён либо едет в нитяной цех, либо складывается тут же, но с соблюдением определённых условий (влажность очень важна), чтобы поставить обработанные кудели на другие предприятия.

Ну и, вот, я там была.


















