Авиабаза Быхов (33 фото)
Пишет antares-610: На Быховском аэродроме до 1990 года базировалась 57-я Смоленская морская ракетная авиационная дивизия (МРАД) Балтийского флота и состояла из двух Гвардейских Краснознамённых полков: 170-го Смоленского и 240-го Севастопольско-Берлинского МРАП. Эксплуатировала самолёты Ту-22М2 и М3, и, ранее, Ту-16.
1. Некоторые сооружения аэродрома приспособлены под гражданские нужды. Но здание ЦУП заброшено и недавно сгорело.
2.
3. Внутри не осталось ничего, напоминающего о предназначении здания.
4. Аэродром имеет две полосы. Малая, длиной 2 км, предназначалась для истребителей, прикрывавших аэродром. Рядом были и стоянки для них.
5. Сейчас на ней проводятся гоночные турниры, занятия автошколы.
6. Основная ВПП имеет длину 3 км и построена для сверхзвуковых ракетоносцев.
7. По лесу за аэродромом тянется бетонная рулёжная дорожка, вдоль которой раскиданы капониры для Ту-22М2 обоих полков.
8. Сейчас это обширное хозяйство находится в заброшенном состоянии.
9. Здесь стояли ракетоносцы.
10.
11.
12.
13. Южнее аэродрома находился и его командный бункер, сегодня так же заброшенный. Я внутрь не полез, но если у кого-нибудь будет возможность его посетить, то, кликнув на изображение, можно узнать его координаты.
14. Муравейник рядом с изрядно заросшим бункером.
15. А от аэродрома бетонка, ныне ставшая сельской дорогой, приводит к РТБ (войсковой базе хранения ядерных боеприпасов) ВВС Балтийского флота, 24-му армейскому арсеналу ядерного оружия. Здесь проводились работы под грифом «Совершенно секретно особой важности».
16. В бывшем складе ГСМ кто-то из колхозников устроил себе склад, или гараж для трактора.
17. Сборочно-монтажный корпус. Из этих ворот выезжал грузовик (вероятно, ЯАЗ-219) с ядерным оружием в кузове, и,в сопровождении нескольких автоматчиков, брал курс на аэродром, где его ждали Ту-16. База была построена в 1957 году. На врезке - надпись над воротами, указывающая на 1955 год.
18. В дальние ворота ввозили тележку с изделием из хранилища, с помощью крана-балки его перегружали и проводили регламентные работы.
19. Здесь, в частности, боеголовки разбирались и очищались при снятии их с вооружения. С соблюдением всех мер предосторожности изымались взрывоопасные элементы, электродетонаторы, из сферы взрывчатого вещества извлекалась центральная часть (ЦЧ), ураново-плутониевое ядро (в виде «перепелиного яйца»). Изъятая ЦЧ загружалась в контейнер хранения (в котором она прибыла в свое время), а дальше транспортировалась на завод-изготовитель.
20. Ядро, самый опасный компонент, вынимали из контейнера в перчатках разового применения. Была ограниченная продолжительность рабочего дня. В этом вся «защита» и состояла. Дозиметров не было.
21. По прямой из ворот тягач въезжал в ворота сооружения, где изделия хранились. Уже к середине 1958 года казематы спецобъекта были под завязку заполнены изделиями, и с тех пор не пустовали никогда.
22. Слева от ворот - вход в подсобные помещения.
23. Его закрывали две полукруглые бронедвери, изнутри заполненные бетоном. Внутреннюю мародёры не смогли вытащить только из-за того, что она физически не проходит в проём.
24. Дверная петля.
25. Внутри мало что сохранилось.
26.
27. Вход в само хранилище защищают три задвижки более чем метровой толщины.
28. Из помещений, примыкающих к гермоворотам, через них имеются аварийные люки.
29. Здесь же хранились инструменты для закрытия ворот.
30. А так же располагались мощные ФВУ.
31. В сердце спецобъекта - главный зал.
32. Из ворот хранилищ (справа и слева) по рельсам вывозились вагонетки с изделиями, напротив каждых ворот был разворотный круг, после прохождения которого изделия направлялись к выходу. Еще здесь сохранился агитационный транспарант «Проведение технического обслуживания изделий - выполнение боевой задачи».
33. Помещение, где хранились «изделия». Бывшая святая-святых. В одном таком каземате находилось сразу несколько боеголовок. В середине видны рельсы, по которым двигались вагонетки.
На этом знакомство с авиабазой «Быхов» можно считать состоявшимся.