Из истории карусели (8 фото)
В XII веке арабские и турецкие наездники регулярно проводили конные состязания, которые позже итальянские и испанские крестоносцы назвали "маленькая война", или garosello и carosella соответственно. И это смешанное из итальянского и испанского языка слово дало название привычной нам карусели. Один из видов этих соревнований сменил средневековые рыцарские турниры в Европе XVII века. Игра заключалась в том, что наездники верхом на лошадях ходили по кругу и копьями подхватывали развешанные золотые кольца. Во Франции эта забава пользовалась огромным успехом, там же придумали деревянный аналог карусели для юных наездников
Если бы Екатерине II сказали, что со временем изысканное развлечение высшего света - карусель - превратится в детский аттракцион, императрица несказанно бы удивилась. Для неё карусель с детства была особым видом конных состязаний, заменивших дворянам рыцарские турниры. В каруселях участвовали не только мужчины, одевавшиеся в импровизированные рыцарские доспехи, но и дамы. А упражнения на ловкость, смелость, скорость движения, точность стрельбы или метания копья проводились обычно при движении по кругу.
Это развлечение пришло в Россию из Франции и Германии, где оно зародилось еще в XVI веке. Особо пышные карусели проводились при дворе Людовика XIV. Возможно, именно их и взяла за основу Екатерина II, пожелавшая устроить своим придворным увлекательное и полезное развлечение. Стоит отметить, что своеобразные карусели начали проводиться при императрице Елизавете Петровне, но по размаху и красочности они ни в какое сравнение не идут с екатерининскими.
Распорядителем карусели императрица назначила князя П.И. Репнина, который неоднократно наблюдал эти красочные действия за границей. Князь разработал и представил Екатерине II подробный план, названный «Описание каруселя». План был утвержден императрицей 25 мая 1765 г., и началась подготовка. Все расходы, а они предполагались немалые, взяло на себя придворное ведомство.
В соответствии с планом участников разделили на 4 группы (кадрили) - славянскую, римскую, турецкую и индийскую. Каждая группа имела костюмы, оружие, конскую сбрую и экипажи, стилизованные под те, которые используются соответствующими национальностями. Первую группу возглавила сама императрица, во главе второй был поставлен Григорий Орлов, третьей - его младший брат Алексей, четвертой - князь Петр Репнин.
В состязаниях двух братьев Орловых победителем стал старший, Григорий, правда, с незначительным преимуществом. Одной из наград императрицы братьям стал заказ известному датскому художнику В. Эриксену на выполнение так называемых «карусельных портретов». Эти огромные парные портреты Орловых принадлежали Гатчинскому дворцу и до Великой Отечественной войны украшали Министерскую лестницу Арсенального каре. Глядя на великолепный портрет Григория Орлова, можно было понять, почему императрица так страстно и нежно любила фаворита. Статный красавец в римских доспехах, сверкающих золотом на солнце, в шлеме с яркими перьями, с копьем в руке скачет на горячем скакуне...
Зрелище должно было стать не только красочным, но и масштабным. В каждую группу входили всадники, которым предстояло продемонстрировать свое умение и ловкость в вольтижировке, стрельбе и метании копий, их оруженосцы, дамы, возничие и музыканты, которым предстояло исполнять национальные мелодии. Даже тренировки участников будущей карусели представляли захватывающее зрелище. Одну из подобных репетиций посетила императрица с наследником престола Павлом, о чем осталась запись в камер-фурьерском журнале: «Там ездили дамы, а затем мужчины. Только платья ни у кого еще не было, потому что это только пробы».
Подготовка не ограничивалась тренировками и изготовлением соответствующих костюмов. На Дворцовой площади под руководством архитектора А. Ринальди начали сооружать грандиозный деревянный амфитеатр, окружающий арену для карусельного ристалища. На монетном дворе отчеканили специальные золотые медали для награждения победителей. Любопытно, что, как и на современных соревнованиях, медали предполагалось вручать за первое, второе и третье места, только различались они не металлом, а размером. На одной стороне медали был изображен карусельный амфитеатр у берега Невы с парящим над ним орлом и надпись: «С Алфеевых на Невские брега». На другой стороне медали по традиции изобразили профиль императрицы.
Роскошь экзотических костюмов, нарядная сбруя лошадей, необычная форма и украшения колесниц, исполнение музыки на старинных инструментах, выстрелы из пушек, подающие сигналы к различным действиям, превратили рыцарскую карусель в праздничный карнавал и великолепное зрелище. Толпы жителей Петербурга увидели участников карусели в то время, когда они проезжали из лагерей к Зимнему дворцу. Лагеря, состоящие из расписных шатров, располагались у Летнего дворца и на месте теперешней М. Морской улицы.
К сожалению, лето 1765 года выдалось ненастным, и проведение карусели пришлось перенести на следующий год. Итальянец Казанова, побывавший в то лето в России, но не дождавшийся проведения карусели, писал впоследствии: «Четыре кадрили, по сотне всадников в каждой, должны были преломлять копья за награды великой ценности. Всю империю оповестили о великолепном празднестве. Князи, графы, бароны начали уже съезжаться из самых дальних городов, взяв лучших коней. Погожий день без дождя, ветра или нависших туч - редкое для Петербурга явление. В Италии мы ждем всегда хорошей погоды, в России - дурной. За весь 1765 год в России не выдалось ни одного погожего дня. Подмостки укрыли, и праздник состоялся на следующий год. Витязи провели зиму в Петербурге, а у кого на то денег недостало, воротился домой».
В 1766 году погода благоприятствовала проведению карусели, и 16 июня петербуржцы стали стекаться на Дворцовую площадь. Для зрителей были подготовлены специальные билеты, но они раздавались бесплатно вне зависимости от сословной принадлежности, лишь бы человек был прилично одет.
По сторонам от императорской ложи расположились ложи для «болельщиков» кадрилей, оформленные в соответствующих национальных стилях. Состав участников практически не изменился, только императрица уступила руководство своей кадрилью графу И.П. Салтыкову. Судить состязание поручили генерал-фельдмаршалу Б.К. Миниху.
Для участников кадрилей недалеко от Дворцовой площади были развернуты палаточные городки, где можно было переодеться и подготовиться к состязанию. Сигналом к началу состязаний стал выстрел трех адмиралтейских пушек. Уже само движение кадрилей к Дворцовой площади превратилось в красочное зрелище, собравшее вдоль улиц большую толпу людей, которые не смогли попасть на трибуны. В амфитеатре кадрили разместились перед ложами своих «болельщиков».
Соревнования начали дамы, которые с колесниц стреляли в цель из луков и метали дротики. В те времена даже в высшем свете дамы прекрасно умели владеть оружием, что и продемонстрировали. Самой меткой оказалась дочь графа П.Г. Чернышева - Наталья (заочно вы с ней знакомы - она выйдет замуж за Голицына и станет прототипом пушкинской Пиковой дамы). За первое место ей было вручено бриллиантовое украшение. Второе место заняла графиня А.В. Панина, получившая из рук императрицы табакерку с бриллиантами. За третье место графине Е.А. Бутурлиной достался бриллиантовый перстень. Менее ценными призами были отмечены возницы победительниц: барон И.Е. Ферзен, А.Н. Щепотьев и граф Д.М. Матюшкин.
Самым захватывающим стало выступление мужчин, которые на скаку стреляли в цель, рубили головы манекенам, бросали копья, демонстрировали искусство наездников. Первое место судьи отдали И.А. Шаховскому, которому императрица вручила бриллиантовую пуговицу и петлицу на шляпу. Вторым стал В.М. Ребиндер, получивший трость с бриллиантовым набалдашником. За третье место граф Штейнбек получил бриллиантовый перстень.
Карусель произвела громадное впечатление и на зрителей, и на императрицу. В июле провели второй этап соревнований, содержание которых практически не изменилось. Среди дам первой снова стала Чернышева. А среди мужчин пришлось проводить дополнительные соревнования, так как претенденты на первое место братья Григорий и Алексей Орловы набрали, по мнению судей, равное число баллов. На повторном соревновании Григорий смог опередить брата, и ему вручили золотой лавровый венок. За прекрасную подготовку и поведение карусели богатые подарки получили все её организаторы.
В дальнейшем подобные карусели устраивались неоднократно, причем не только в Петербурге, но и в Москве. При Павле I карусели проходили в Гатчине, где был построен стационарный амфитеатр с дерновыми скамьями. Оставшиеся от него валы и ныне можно увидеть в гатчинском парке.
Автором этого уникального паркового сооружения был талантливый архитектор, а также музыкант, поэт Н.А. Львов, построивший в Гатчине еще одно землебитное здание - Приоратский дворец. В Кушелевских альбомах с планами и проектами по Гатчине 1798 года, которые хранятся во дворце-музее, есть проект этого Амфитеатра. На проекте, выполненном в цвете акварельными красками, можно увидеть Амфитеатр таким, каким он должен был быть: с зелеными дерновыми скамьями по валу, статуями, вазами, светильниками, с кованными воротами и вензелем Павла I, с зелеными шпалерами из стриженного кустарника по верху вала.
В отличие от античных амфитеатров, в которых проводились гладиаторские бои и показы зверей, гатчинский предназначался для «рыцарских каруселей» - конных состязаний или выполнения на лошадях различных фигур.
Особенно часто карусели стали проводиться при Николае I, который считал их отличной тренировкой для гвардейцев. В карусели 1842 года, проводившейся в Царском Селе, принял участие сам Николай I и члены его семьи. Участники этой карусели были одеты в настоящие средневековые доспехи, выданные ради такого случая из личной коллекции императора. Сохранилась большая картина «Царскосельская карусель» кисти художника О. Верне, дающая представление об этом ристалище с участием императора. Для карусели Николай надел латы времен императора Максимилиана. Императрица и её дочери были в роскошных платьях, стилизованных под средневековые. Младшие сыновья в костюмах пажей. В подобных нарядах были и остальные участники карусели.
Красочные рыцарские карусели давно ушли в прошлое. Но, катая детей в парке на привычной нам карусели, вспоминайте, что когда-то она была не аттракционом, а красочным соревнованием, на котором российское дворянство демонстрировало свою удаль.