Войлок: чудо в шерсти (32 фото)
Пишет Антон Агарков anton-agarkov: Большинство из нас привыкло, что шерсть – это шуба животных. Иногда их стригут, и делают из шерсти нити, а из них потом вяжут свитера и другие тёплые вещи. А при слове «войлок» многие скорее всего сразу вспомнят о валенках. Но есть люди, в руках которых тонкие шерстинки складываются в узоры и картины, сумки и шарфы, игрушки и скульптуры. Как и любому другому материалу, податливой шерсти можно придать множество разных обличий. Мастерица войлока Виктория Козырь (devochka_vika) выбрала своими главными моделями цветы.
1.
2. Когда я пришел в небольшой магазин «Войлок», Виктория уже ждала меня в особом помещении магазина, оборудованного для мастерклассов. На большом столе лежали куски шерсти, иглы для валяния и заготовки будущих работ.
3.
4.
5. - Привет. Я пока тебя ждала, уже кое-что сделала, - сказала Вика, накладывая шерстяные пряди на цветок ириса. – Давно хотела его доделать, а тут как раз время появилось.
6. По образованию Виктория – художник-монументалист, закончила Строгановку. И тут я в очередной раз убедился, насколько тесен мир. Оказывается, Вика училась вместе с Леной Мизигирёвой, о гончарном мастерстве которой я рассказывал в одном из своих предыдущих репортажей цикла «Ремёсла».
“Вот с этого мешка начинается каждый мастеркласс. Тут – самое интересное, самые разные цвета, самые разные сочетания! А многие ученицы в первый момент удивляются – зачем я копаюсь в таком мусоре
7. - Я войлоком занялась только в 2008 году. Тогда как раз грянул кризис, начали приходить какие-то странные заказчики с кучей денег и сумасшедшими идеями. Вот я и решила полностью отойти от монументалистики и заняться шерстью. Когда начинала, о войлоке не знала практически ничего. Разве что как-то раз видела перуанские бусины, и они меня совершенно не впечатлили: простенькие, шерсть во все стороны торчит. Но меня сразу поразил сам материал: мягкий, податливый, очень добрый и тёплый.
8.
9. - Моя первая работа – ветка рябины. Почему-то с самого начала я выбрала именно цветочные мотивы, начала экспериментировать, осваивать новые техники. Постепенно я пришла к технике валяния на каркасе, и оказалось, что этим почти никто не занимается. Многие свои работы я делаю в технике нуно-фелтинга, когда на ткань приваливают волокна шерсти. Но я дополнительно по краю каждого лепестка ввожу ещё и каркас из проволоки.
Ткань для приваливания
10.
11.
А это – вторая работа Виктории. Объем только начинает появляться, детали выступают из плоскости
12. Вика открыла прозрачную коробку с заготовками: лепестки анютиных глазок, полусобранные цветочные венчики, лепестки и маковые коробочки. Я взял один розовый лепесток и начал его рассматривать: по краю под волокнами шерсти чувствовался небольшой жесткий валик. Под лучами света на пурпурном лепестке замерцали тонкие шёлковые нити. Я обратил внимание, насколько тонко подобраны цвета и как естественно два тона шерсти перетекают один в другой. «Мне очень помогло художественное образование: я чувствую цвет», - с улыбкой ответила Вика.
13. - В первое время я брала заказы: людям нравились мои работы и они были готовы ждать, когда я закончу делать очередной цветок. А ждать им приходилось немало: на одну розу у меня может уйти около семидесяти часов, а на один листик смородины я трачу обычно часов девять – от начала до конца с полной декорацией. В основном работы брали сотрудницы офисов. У них по дресскоду надо носить строгую одежду – официальный костюм, туфли на шпильках. Но по тем же правилам разрешено носить броши. Вот они и заказывали себе цветы. Приходят на работу с огромной войлочной розой – все в отпаде, и правила не нарушили.
14.
15. - Одна из моих самых популярных работ – гроздь красной смородины. Но как-то раз мне пришлось сделать их тринадцать штук подряд. Представь себе: целый год делать одну только красную смородину. И вот тогда передо мной встал выбор: или отказываться от заказов, или отказываться от войлока. Так что теперь я работаю только по вдохновению.
Лист красной смородины. А таких на одну веточку надо три, да ещё и сама гроздь.
16.
17. Многие коллеги советовали Виктории взять помощниц, которые делали бы за неё всю рутинную работу, но она отказалась: «Я делаю цветок от начала и до конца, и отвечаю за него целиком и полностью только я. А если кто-то будет делать часть работы, то это будет уже не моё произведение, а я так не хочу».
“Эту сову я сама сделала. Многие хотят у меня её купить, но я отказываюсь: эту брошь я сделала для себя
18. "Давай я тебе теперь покажу, как я валяю цветы. Не с нуля, правда – это слишком долго. А как делать листик, я смогу показать, по крайней мере объяснить общие моменты". С этими словами Вика взяла облачко зелёной шерсти, слегка его перепутала и придала ему форму ромбика. Один из углов будущего листа мастерица плотно скрутила. Вика поставила перед собой специальную щётку, на щетинки которой положила будущий листик и взяла в руки специальную иглу. Щетка нужна для того, чтобы игла, проходя сквозь шерсть будущего листа, не утыкалась в стол, а свободно выходила с обратной стороны. Кто-то использует для той же цели губку или плотную войлочную подложку. А вот с иглами для валяния всё гораздо сложнее. Проще сказать, чем все иглы похожи. Небольшие зазубринки на иглах выполнены так, чтобы с каждым ударом утягивать волокна шерсти внутрь клубка - получается, что каждое движение иглы уплотняет шерсть. А дальше иглы могут быть самыми разными: толстые и тонкие, квадратные и звёздочкой, с большим количеством зазубрин или с одной единственной. И каждая такая игла пригодится в разной ситуации.
19.
20. "У меня тут есть листик, я его сейчас буду декорировать". Для начала Вика обработала мохнатый край листа, точными движениями иглы заправив шерсть. «Некоторые оставляют эти шерстинки и говорят, что так и должен выглядеть хендмейд. Мне кажется, что это неправильно, и я стараюсь довести работу до конца, убрать все шерстинки не только с лицевой стороны, но и с изнанки. Меня так с детства приучили». Виктория внимательно посмотрела на лист, и уверенным движением выдернула из шерстяных мотков по узкой пряди– тёмно-зелёной и светло-зелёной. Скрутив из тёмной шерсти тонкий жгут, она несколькими точными ударами иглы закрепила его на листе и начала прокладывать прожилку.
21.
22.
23. - Сейчас очень важно понять, как играет свет на листе, где у него ложбинки, а где прожилки выпирают из листа. Я это чувствую, а вот ученицы часто этого не понимают. Приходится им объяснять так, как каждая точно поймёт: сейчас мы будем накладывать тени, подводить стрелки, всё как в макияже. После этого многие валяльщицы чувствуют себя гораздо увереннее.
24.
25. Когда на листе остались тёмные линии, Вика взялась за светлую шерсть, и пустила светлую линию рядом с тёмной.
26. - Это занятие очень успокаивает. Приходится отключаться от всего, и думать только о шерсти и об игле. Строит хотя бы на секунду задуматься о чем-то другом, и обязательно попадёшь в палец. У нас в аптечке пластырь всегда есть – хоть кто-то во время работы обязательно уколется. Иногда приходят психотерапевты – нервы подлечить.
27. Вика придирчиво осмотрела работу и отщипнула ещё одну прядь светлой шерсти. «Сейчас я тебе покажу такое, от чего большинство учениц впадает в транс». С этими словами мастериц зажала тонкую подушечку листа между пальцами и начала прибивать тонкий жгутик шерсти прямо в его край. Игла раз за разом проходила прямо между плотно сжатыми пальцами, и после неё на кромке листа оставалась яркая зелёная полоса. «Не каждый может перебороть себя, чтобы так близко к пальцам работать иглой».
28. - Такая работа с шерстью напоминает вышивку, но когда всё готово, то результат ближе к живописи.
Если лист или лепесток хорошо сваляны, то торчащие шерстинки можно смело срезать ножницами
29. Все цветы и листья в работах Вики очень похожи на настоящие. Чтобы добиться такого результата, она долгое время изучала разные виды цветов, искала в них общие черты, характерные детали. «Теперь я работаю интуитивно. Художественное образование и тут помогло: я раскладываю цветок на составляющие компоненты, представляю, как они закреплены друг между другом. Из-за этого работы получаются естественными, живыми. У кого-то так не получается, и приходится заставлять учениц рисовать. Но зато после моих уроков они по дороге до метро останавливаются у каждой клумбы и внимательно рассматривают каждый цветок».
“Часто приходится использовать вот такие шаблоны, чтобы сделать лепестки нужной формы”
30. - Я сейчас веду мастер-классы по валянию цветов. Часто получается так, что девушки, которые приходят ко мне как ученицы, уходят как подруги. А знаешь, как мы отмечаем наши дни рождения? Собираемся вместе и валяем имениннице подарок!
31. Так мы и разговаривали – о тонком искусстве и секретах мастерства, о цветах и разнообразных техниках. Вика рассказала, что её работы напечатали в журнале, причем редакторы приравняли их к ювелирным по тонкости и тщательности изготовления. «Интересно получается: чисто мужская грубая работа – валяние валенок – превратилась в женскую ювелирку».
“Тычинки я тоже сама делаю. Из манной крупы. Иногда подкрашиваю лаком.
32. За последние два с половиной года Вика отшлифовала своё мастерство, участвовала в выставках и научила немало человек искусству валяния цветов. «Мне очень нравится работать с шерстю. Цветы из ткани проще – какую ткань возьмёшь, такой цвет и получишь. А когда работаешь с шерстью, можешь сам вырастить свой цветок, раскрасить его, как тебе захочется. Здесь я нашла себя, это занятие приносит деньги и моральное удовлетворение, а большего и не нужно».